Башкирский театр оперы и балета вступает в 83-й сезон. Евгения Кривицкая (ЕК) побеседовала с директором театра Ильмаром Альмухаметовым (ИА) и главным режиссером Филиппом Разенковым (ФР) о ближайшей премьере – оперетте Оффенбаха, получившей название «Герцогиня. G», и творческих акциях, которые в изобилии рождаются здесь, в Уфе.
ЕК Ильмар Разинович, вопрос к вам. Почему первая премьера после пандемии – это оперетта?
ИА Постановка планировалась еще до ковидной истории. Мы отдаем «долг» за прошлый сезон: уже были потрачены средства на производство, и мы все ждем возможности запустить спектакль «в плавание».
ЕК Филипп, «Герцогиня Герольштейнская» мало известна в России. Что вас зацепило как режиссера?
ФР Я узнал об этом произведении в студенческие годы, посмотрев блистательную постановку Лорана Пелли. И она не просто влюбила меня в это произведение, но вдруг показала, что оперетта может быть совершенно другой, чем я привык видеть. И это, с одной стороны, вызвало желание когда-нибудь самому поставить «Герцогиню», с другой, я понял, что это не «мертвый» жанр, и мне очень интересно самому поработать и поискать что-то новое в нем. Так что я дебютирую как постановщик классической оперетты. Важно, что автор – Оффенбах, для меня он не только родоначальник, но и любимый композитор в данной области. Музыка по своей сложности и изобретательности не уступает оперной, можно сказать, что это комическая опера, но при этом звучит настолько свежо и драйвово, что понимаешь: вот это – «мама мюзикла». Кроме того, идеи остаются актуальными: Оффенбах высмеивает желание людей воевать, ведь это следствие внутренних комплексов и способ удовлетворения примитивных потребностей. Но это спектакль не про войну и насилие, а про любовь и мир!
ЕК Ильмар, сезон начинается с «чистого листа»?
ИА Конечно, как и все театры, мы весной вернули зрителям деньги за билеты. Теперь заново запускаем продажи.
ЕК Какие у вас действуют предписания?
ИА Только насчет 50-процентной заполняемости зала. По поводу количества артистов на сцене ограничений нет.
ФР Я еще не возобновил репетиции с хором. А с солистами все проходит в обычном режиме, потому что невозможно делать спектакль о любви, соблюдая дистанцию! Если серьезно, то, конечно, в этом спектакле большое количество людей на сцене, и это танцевальный спектакль. Поэтому очень надеюсь, что премьера выйдет в конце октября и эта работа вернет нас к привычному ритму.
ЕК Каков кастинг в этой постановке? Как оперные певцы справляются с условностями оперетты и драматическими диалогами?
ФР Разумеется, для наших артистов это непростая задача, и хотя у нас в театре идут оперетты («Сильва», «Веселая вдова» и «Летучая мышь») – эта постановка будет совершенно иной. Во-первых, большое количество пластических задач, во-вторых – работа с текстом, в которой я хочу, чтобы солисты театра вышли для себя на новый профессиональный уровень, добиваясь более осмысленной драматической работы с текстом. Оперетта – действительно сложный жанр не только с точки зрения комплекса задач, но и чувства вкуса и чувства меры. Но в любом случае эта работа дает очень хороший стимул к профессиональному развитию труппы в целом. Пение будет без микрофонов, хотя мы не исключаем того, что разговорные сцены придется немного подзвучить. Главный дирижер театра и музыкальный руководитель постановки Артем Макаров, конечно же, сторонник чистого звука без микрофонов, и я его в этом поддерживаю.
ЕК Театр только в июле вышел из отпуска, а ваша балетная труппа уже в августе съездила на первые гастроли…
ИА Да, это приглашение поступило еще зимой – в Пермском крае существует ландшафтный фестиваль, который называется «Тайна горы Крестовой». Сроки дважды переносились, пока не было дано разрешение проводить мероприятия open air с посещением до тысячи человек. Нам доверили открытие фестиваля, где мы показали премьеру прошлого сезона, балет «О чем молчат камни». Это работа нашего балетмейстера Рината Абушахманова на тему размышлений о жизни первобытных людей, которые оставили наскальные рисунки в природном заповеднике пещере Шульган-Таш. Фестиваль проводится в горах, так что сюжет балета удачно вписался «в антураж».
ЕК Вы постоянно обращаетесь к национальной тематике. Какие еще проекты планируются в сезоне?
ИА В эти дни мы запустили «Лабораторию современной башкирской оперы», получив на это грант главы Республики Башкортостан. У нас подали заявки на участие и молодые композиторы, и драматурги, и поэты. Будем учить писать либретто в связке с созданием музыки. Лаборатория будет идти целый год и завершится она победой шестерых драматургов, которые получат денежные призы и право разработать свой сюжет дальше уже совместно с композитором. Мы надеемся, что в итоге в портфеле театра появится шесть современных национальных опер.
ФР Считаю, что это замечательная идея, позволяющая проявить себя молодым авторам и попробовать сделать что-то в современном ключе в жанре национальной оперы. Я с большим интересом участвую в этой лаборатории как один из кураторов. Для меня это новый опыт, но тем интереснее.
ЕК Вы ведь и раньше делали подобные проекты, но в области балета?
ИА Год назад проводили RUDY DANCE lab, где молодые хореографы представляли свои работы в различных жанрах, которые исполняли артисты нашей труппы. В рамках Оперной лаборатории с 30 ноября по 15 декабря 2020 года пройдет Научно-практическая конференция по актуальным вопросам и проблемам национальной оперы.
ЕК У вас бьет ключом креатив. Какие еще сюрпризы вы готовите?
ИА Мы сейчас разрабатываем совместно с радиостанцией «Бизнес FM» проект «Клуб меценатов театра», адресованный бизнес-сообществу, которому будут предложены три уровня – бронзовый, серебряный и золотой, в зависимости от степени финансовой поддержки и участия. Благодаря нашему художественному руководителю Аскару Абдразакову и его друзьям – компании «Живая вода» – у нас появился новый балетный линолеум марки «Арлекин» – такой же, как в Большом театре, Мариинском. А благодаря помощи главы Республики Башкортостан Радия Хабирова у нас появился новый рояль фирмы Steinway, и скоро состоится его презентация.
Что касается ближайших творческих планов, то мы начали работу с маленьким зрителем: готовится несколько премьер для ребят-малышат в жанре, условно говоря, «оперы на подушках». Показы будут в камерном зале, где дети смогут сидеть, ползать, бегать.
На 15 и 17 ноября назначены премьеры двух одноактных балетов «Соседи» и «1418», которые ставит известный танцовщик и хореограф Иван Васильев. Они посвящены 75-летию Великой Победы и связаны с творчеством Шостаковича. Мы думали их показать в мае, но пришлось перенести на осень.