Саратовский академический театр оперы и балета готовится к открытию 218-го сезона. Несмотря на серьезную для нестоличного театра цифру, очевидно, что это будет самый необычный сезон за всю его историю. И речь не только о коронавирусе. К всеобщей проблеме в Саратове прибавилась реконструкция исторического здания, переезд, открытие Новой сцены – и это не считая творческой работы.
Александр Горнов (АГ) встретился с художественным руководителем маэстро Юрием Кочневым (ЮК), чтобы расспросить, как Саратовский театр решает все эти вопросы.
АГ Юрий Леонидович, какую оценку можете дать происходящим в вашем театре изменениям?
ЮК Я думаю, в жизни каждого театра России рано или поздно наступает период, когда происходят столь серьезные изменения. Не так давно это произошло с Большим театром, на пороге к этому – историческое здание Мариинского театра. В 2020 году подошла очередь для капитальной реконструкции нашего театра. Да, так совпало, что в это самое время случилась печально известная пандемия, коснувшаяся всех.
АГ Каким же увидите новый саратовский театр вы и ваши коллеги после реконструкции?
ЮК С точки зрения сценической части, театр будет иметь новую систему светового оборудования, подъемный пол в оркестровой яме, современные репетиционные помещения. Что касается здания, будет вестись работа по его сохранению, так как оно представляет собой определенную архитектурную ценность. Будут перестроены некоторые фрагменты здания, под которыми фундамент в недостаточно хорошем состоянии. В основном речь идет о центральном входе и фойе. Ну и, конечно, обновленный театр будет оснащен в соответствии с современными стандартами безопасности.
АГ Ваша ситуация такова, что в течение минимум двух сезонов театр должен работать вне стационара, и многим коллегам из других городов особенно актуально знать, как решается в Саратове вопрос работы учреждения во время реконструкции основного здания.
ЮК Выяснилось, что в Саратове есть дворец культуры, позволяющий при соответствующей подготовке стать стационарным помещением для работы оперного театра. Ремонт новой площадки длился все лето до выхода труппы из отпуска 3 августа. И в этот день наш творческий коллектив явился в зрительный зал Новой сцены театра. Естественно, к тому моменту, да и сейчас, когда мы ведем активные репетиции, еще не все ремонтные работы завершены. Но если позволят обстоятельства, связанные с эпидемиологической обстановкой, мы планируем открыть наш сезон в начале-середине октября.
АГ Как вы оцениваете Новую сцену Саратовской оперы?
ЮК Зрительный зал рассчитан на 430 мест и построен с уклоном, что особенно удобно для просмотра спектаклей. Акустика отличная, что, пожалуй, редкость для здания бывшего ДК. После проведенного ремонта зал обладает полноценной ямой, которая вмещает весь состав оркестра. Что касается сцены, то ее габариты весьма приемлемы: наш анализ показал, что здесь мы можем показать порядка 80 процентов текущего оперного и балетного репертуара.
АГ Планируются ли премьеры, пока вы не вернулись в историческое здание?
ЮК Конечно, ведь Новая сцена позволяет вести полноценную работу. Сейчас оперная труппа готовит оперетту И. Кальмана «Баядера» в постановке режиссера Мариинского театра Алексея Степанюка. Балетная труппа работает над воссозданием нашего прославленного спектакля прошлого «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова.
АГ В этом году страна отмечает 180-летие со дня рождения П. Чайковского. Запланировано ли в этой связи что-то в Саратовском театре?
ЮК Сейчас, когда мы уже знаем, что работаем на стационаре, мы можем провести ряд спектаклей с участием гастролеров. Но из опер Петра Ильича только «Евгений Онегин» и «Иоланта» смогли перейти на Новую сцену. Поэтому в ноябре мы решили посвятить юбилею композитора акцию «Звезды мирового балета на саратовской сцене». В репертуаре театра представлены все три его балетных шедевра.
АГ В июле Роспотребнадзор выпустил рекомендации, где прямо звучит фраза: «Исключить массовые сцены в спектаклях». Как вы планируете решать этот вопрос?
ЮК Документ Роспотребнадзора носит рекомендательный характер, при этом есть, например, иной документ, созданный Московским правительством для своих подшефных театров, где написано иначе: «По возможности, не прокатывать спектакли с численностью хора более семидесяти человек». Поэтому мы, опираясь на санитарные рекомендации и руководствуясь здравым смыслом, планируем открывать сезон, максимально обезопасив от возможности заражения как пришедшего к нам зрителя, так и сотрудников театра. Мы не будем превышать названную цифру по численности хора, что же касается мест в зале, то мы готовы придерживаться рекомендуемой Роспотребнадзором шахматной рассадки. Сейчас в период активных репетиций каждый оркестрант сидит за отдельным пультом, все струнные – в оркестровой яме, а духовые – на сцене. Между всеми музыкантами – необходимое пространство.
АГ Почти все театры, опасаясь новой волны коронавируса, сдвигают премьеры на вторую половину сезона. Саратовский театр, наоборот, начинает сезон с Собиновского музыкального фестиваля.
ЮК Собиновский музыкальный фестиваль, который в этом году будет проходить в тридцать третий раз, должен был состояться в конце мая, когда вся страна отмечала 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для меня это событие – личное и серьезнейшее. Так сложилось, что я родился в 1942 году, и моя мама, находясь на оккупированной территории, со мной на руках спускалась в бомбоубежище. Каждый юбилейный год Победы мы особым образом отмечаем на Собиновских фестивалях. В связи с этой датой в прошлые годы нами были исполнены такие произведения, как «Военный реквием» Б. Бриттена, симфоническая поэма «Битва гуннов» Ф. Листа, «Ритуал. Памяти погибших во Второй мировой войне» А. Шнитке, кантаты «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» С. Прокофьева и «Уцелевший из Варшавы» А. Шёнберга, опера «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева и многое другое. Но в наши планы вмешалась эпидемия, и мы вынуждены были перенести фестиваль, совместив его с открытием Новой сцены театра.
АГ Какова программа XXXIII Собиновского музыкального фестиваля?
ЮК Фестиваль, имеющий девиз «Музыка борьбы и Победы», открывается капитальным произведением отечественной музыкальной классики – ораторией Ю. Шапорина «Сказание о битве за Русскую землю». Это уникальное монументальное сочинение советского композитора было написано в 1944 году, когда перелом в направлении военных действий уже произошел и Красная армия продвигалась к Берлину. Я уверен, что исполнение этого произведения на нынешнем этапе будет очень важным фактом не только для Саратова, но и для России. В силу своих масштабов оратория звучит очень и очень редко. Помимо солистов и хора театра будет задействован Губернский театр хоровой музыки (руководитель Л. Лицова).
Второй концерт фестиваля по-иному раскрывает заявленную тему. Первое отделение – литературно-музыкальная композиция «Князь Холмский» с музыкой М. Глинки, написанной к трагедии Н. Кукольника. Второе отделение – Третья симфония А. Онеггера, посвященная осмыслению событий Второй мировой войны. Следующий концерт, посвященный юбилею Победы, будет называться «Они ушли недолюбив». Здесь прозвучат фронтовые стихи, написанные поэтами, не вернувшимися с войны, и песни военных лет. Участвует замечательный актер Евгений Князев, солисты, хор и оркестр театра.
Перед заключительным концертом с участием всей труппы театра в двадцать второй раз на Собиновском фестивале будет проведен Конкурс конкурсов вокалистов. Уникален он тем, что представляет собой соревнование академических певцов, уже имеющих за плечами победы во всероссийских и международных конкурсах. Причем нами заданы условия, исключающие лоббирование «своих»: в конкурсе не могут участвовать ученики членов жюри.
АГ Каковы, на ваш взгляд, знаковые работы театра последних лет? Расскажите о них подробней.
ЮК «Жизнь за царя» в постановке Андрея Сергеева примечательна тем, что полностью восстановлен первоначальный текст барона Е. Розена, в постановке найден очень хороший баланс между историческим подходом и современным взглядом. «Риенци» нашего театра – это яркая режиссерская работа Алексея Степанюка. Искренне сожалею, что спектакль не увидели на «Золотой Маске». Комиссия экспертного совета из-за нелетной погоды сутки просидела в аэропорту, не долетев до Саратова, тем самым уникальная постановка, практически нигде в мире не ставящаяся, осталась без московского зрителя. Готовится видеозапись с русскими субтитрами, в ближайшее время мы ее опубликуем в сети Интернет. Особого внимания заслуживают две работы Георгия Исаакяна «Дон Жуан» и особенно «Аида».
В балетном жанре в последнее время мы работаем с Кириллом Симоновым. «Стальной скок» С. Прокофьева с момента создания никогда не ставился в России, и наша работа – фактически российская премьера балета – в 2016 году стала обладателем Национальной театральной премии «Золотая Маска». Уникальна мировая премьера балета «Вешние воды», созданного по заказу нашего театра Владимиром Кобекиным в 2018 году к 200-летию Ивана Сергеевича Тургенева. Как мне представляется, мы были единственным музыкальным театром, отметившим эту знаменательную дату масштабным сочинением. «Вешние воды» с успехом были показаны в Москве на Новой сцене Большого театра в рамках фестиваля «Видеть музыку».
АГ Когда из-за эпидемии учреждения культуры перешли на работу онлайн, спектакли Саратовского театра посмотрело в общей сложности более шестисот тысяч человек со всего мира. Тем самым театр вошел в топ-10 музыкальных театров страны. Планируете ли как-то закреплять ваш успех?
ЮК Несомненно. За тридцать два Собиновских фестиваля у нас накопилось такое количество уникальных архивных записей, что держать их «в дальнем ящике стола» не стоит. Поэтому следите за нашим сайтом, будет интересно. Хотя многое можно увидеть лично, Саратов не так далеко от Москвы.