Nightwish <br>Human.: II: Nature <br>Nuclear Blast Релизы

Nightwish
Human.: II: Nature
Nuclear Blast

Ветераны скандинавского симфонического металла Nightwish выпустили девятый студийный альбом. С момента предыдущего – Endless Forms Most Beautiful, отсылающего к трудам Чарлза Дарвина и его теории эволюции, – минуло пять лет. За это время поклонники группы, кажется, успели принять тот факт, что нидерландская вокалистка Флор Янсен и британский мультиинструменталист Трой Донокли вошли в состав коллектива в качестве основных участников. В следующем году Nightwish во главе со своим бессменным идеологом – композитором и клавишником Туомасом Холопайненом отметят двадцать пять лет с момента основания, поэтому свежая работа – не только самостоятельное музыкальное высказывание одной из самых авторитетных команд финской рок-сцены, но также подведение промежуточных итогов. Смогли ли в этот раз Nightwish удовлетворить жажду своих фэнов, истосковавшихся по композициям, в которых, как в ведьмином зелье, смешиваются брутальность сложных «скоростных» гитарных партий, чувственная хрупкость женского вокала и богатейшие краски оркестрового звучания? И да, и нет.

Human.: II: Nature состоит из двух объемных частей, первая из которых – повествование о человеческой сущности, об отношениях индивида с окружающим миром; вторая же часть, чисто инструментальная – путешествие по природным ландшафтам, любование их первозданной красотой, не искаженной процессами урбанизации. Фактически Human.: II: Nature – с одной стороны, экологический манифест, с другой, гимн человеческому интеллекту и силе духа. Не случайно Nightwish ссылаются в текстах на представителей современной науки – американского астрофизика Карла Сагана, предложившего идею поиска внеземной жизни при помощи отправки зондов к другим планетам, а также на астрогеолога Юджина Шумейкера – первого человека, чьи останки были захоронены на Луне (посвященную ему композицию-реквием Shoemaker венчает эффектный хоровой финал Laudato si, Ad Astra!).

Вероятно, отсутствие в текстах Human.: II: Nature характерной для направления heavy metal как таковой конфликтности, беспощадного агрессивного риффинга и ярких героико-поэтических баллад создало диску преграды на пути к сердцам преданных поклонников. Приглаженный саунд – одна из причин их недовольства. На самом деле Nightwish шагнули в сторону от основ power metal еще во время работы над альбомом Once (2004), записанным совместно с Лондонским филармоническим оркестром. Но если Once с его прогрессив-рок композициями был обращен к аудитории, лояльной к филармоническим концертам и способной оценить искусно оркестрованную музыку Холопайнена, то Human.: II: Nature словно пытается угодить всем и в итоге промахивается мимо целей. Стилистическое разнообразие – от классического и фолк-рока до metal и неоклассики – более всего отличает Human.: II: Nature от предыдущих альбомов. Безусловно, группа пыталась сделать нечто новое для себя, экспериментируя и с песенной структурой, и с аранжировками, и с вокальными партиями. Но результат этих стараний трудно назвать впечатляющим.

К записи Human.: II: Nature был привлечен The London Session Orchestra, известный по многим саундтрекам. Однако он задействован лишь во второй, «природной» части. Растянутый на полчаса инструментальный эскапизм, к сожалению, обнажает все слабые стороны композиторского дарования Холопайнена. Дело не столько в банальном мелодическом материале, сколько в отсутствии четкой формы. Один трек перетекает в другой, но единой симфонической картины не складывается. Слушать эту часть альбома скучно.

Что же касается «человеческой» стороны Human.: II: Nature, то здесь есть несколько действительно крепких, не лишенных драйва композиций. Такова открывающая диск Music, которой предшествует массивное интро с причудливым «первобытным» ритмическим рисунком; социальная Noise о негативном влиянии интернет-пространства, Pan – с многочисленными отсылками к литературе разных эпох – от Шекс­пира до Стивена Кинга; фолк-роковая Harvest, спетая Троем Донокли.