Антивирусная программа Юрия Башмета События

Антивирусная программа Юрия Башмета

В Ярославле проходит XII Международный музыкальный фестиваль

Пока многие события отменяются/закрываются, фестивали Юрия Башмета благополучно проводятся, еще и «прирастая» новыми. Только в этом году отец-основатель добавил к уже традиционным – сочинскому, ярославскому, минскому – целых два: зимний в Москве и летний в Клину. Такая вот «антивирусная программа» маэстро. Клинский оммаж юбилею Чайковского стал первым во время пандемии живым действом такого масштаба в московском регионе. Мало кто верил в это чудо, но оно свершилось. Теперь же команда Башмета взяла новую высоту – в Ярославле, где, наконец, состоялся проект, традиционно проходящий в мае. О том, в какой –почти военной – обстановке готовились концерты, директор фестиваля Дмитрий Гринченко рассказывает не без юмора: «Сначала стало понятно, что фестиваля не будет в мае. Потом хотели провести его летом, но в июне тоже было “еще не время”. Стали искать дату, близкую коДню музыки (1 октября). В итоге все сложилось, и 5 октября фестиваль Башмета открыл сезон в Ярославской филармонии».

Дата удачная по всем статьям. Стояла дивная погода, красивая золотая осень – природа будто настраивала горожан на праздник. И публика пришла, причем настолько «заряженная», что создавалось впечатление, будто люди не просто соскучились – прямо изголодались по живой музыке. Да, все были в масках, да, сидело ползала – строго через одно кресло, но аплодисменты звучали прямо-таки «громовые». Тот же месседж («мы соскучились») летел и со сцены, от артистов, которые тоже истосковались по концертам «в реале».

Николай Луганский и «Солисты Москвы»

Как теперь принято, программы шли без антракта, хотя по объему вполне тянули на двухчастные вечера. На открытии «Солисты Москвы» предстали без дирижера (Юрий Башмет, как известно, заболел коронавирусом), и им пришлось нелегко: играли сами (Прелюдию из сюиты Грига «Из времен Хольберга»), с солистами-инструменталистами и чтецами.  Конечно, такое нет-нет да случается, что оркестры выступают без лидера, но все же не два с лишним часа подряд, да еще и с такой разнообразной программой. К примеру, вслед за Григом прозвучал Первый концерт Шопена, и солисту – Николаю Луганскому – пришлось встать во главе процесса: он «дирижировал» головой, телом и иногда жестами. Мне показалось, что эта ситуация для него необычна и не вполне комфортна. Шопен звучал виртуозно, но как-то чересчур напористо и энергично. Конечно же, я отправилась в гримерку к Николаю узнать, а часто ли ему доводилось оказываться в такой ситуации, без дирижера? Оказалось, всего три-четыре раза. Первый концерт он вообще нечасто включает в репертуар, тем более в такой редакции – не с симфоническим,  а со струнным оркестром (на самом деле в авторской редакции вместо оркестра вообще струнный квинтет). Николай Луганский, как ни удивительно, впервые оказался в Ярославле, влюбился в город и надеется вернуться сюда уже через пару месяцев.

Вслед за Николаем на сцену вышла Татьяна Самуил, российская скрипачка, живущая в Бельгии и каким-то невероятным способом сумевшая в эти дни добраться до Ярославля. Жгучая брюнетка в красном платье зажгла публику виртуозной Фантазией Пабло Сарасате на темы «Кармен» – вещью архитрудной, с бросками вниз-вверх, бесконечными двойными нотами, флажолетами и бешеными темпами. Нельзя сказать, что технически все получилось безупречно, однако, знаете что?  Вот в фигурном катании ставят оценку «за технику» и «за художественное впечатление», так вот в данном случае оно и было главным: мастерство скрипачки заключалось в самом звучании инструмента – изумительно красивом, глубоком, богатом. Татьяна теперь редко включает эту Фантазию в репертуар, последний раз играла ее лет шесть назад в Новой Зеландии, так что это был, так сказать, «привет» из ее скрипичной юности, когда она выступала с этой пьесой на конкурсах.

Солисты «Геликон-оперы»: «Застольная» из «Травиаты»

Афиша Ярославского фестиваля построена в лучших традициях башметовских проектов: непременные звездные имена (кроме Николая Луганского и Татьяны Самуил, это Михаил Плетнёв, Вадим Эйленкриг, Екатерина Губанова, объявленный, но заболевший в последнюю минуту Макс Эмануэль Ценчич, которого заменили Диляра Идрисова и Полина Шамаева в барочной программе, солисты «Геликона», и не только), а также мультижанровость – классика соседствует с джазом и/или этно, обязательны и музыкально-драматические постановки. В Ярославле на открытии представили композицию «Дон Жуан, или Каменный гость» по маленькой трагедии Пушкина с музыкой XVIII–XXI веков, от Боккерини и Моцарта до Стравинского, Тавенера и Александра Чайковского в исполнении «Солистов Москвы» без дирижера. И это усложнило задачу чтецов – драматических артистов Ольги Филимоновой (Смирновой) и Сергея Епишева – звезды телесериала «Кухня».

Сергей Епишев и Ольга Филимонова (Смирнова)

Непременным атрибутом всех фестивалей Башмета уже давно стала образовательная программа. На сей раз это были две музыкальные Академии (духовая и барокко) и Школа молодых журналистов для студентов Ярославского университета и Музыкального училища имени Л.В.Собинова.

Юрий Башмет – человек, который умеет дружить, в его фестивалях всегда есть совместные проекты с партнерами. В данном случае это и выставка «Ч + Ч» к 180-летию Чайковского и 160-летию Чехова (совместно с музеями в Клину и Мелихове). А также оперный гала «Геликона»: лучшие силы театра под руководством своего главного дирижера Валерия Кирьянова (он дирижировал «Новой Россией») спели все самое сладкое из опер XIX–XX веков (Доницетти, Россини, Верди, Пуччини, Понкьелли и Чилеа). Оперные хиты пришлись по вкусу ярославской публике с самого начала, с каватины Фигаро из «Севильского цирюльника» (Фигаро было двое: Максим Перебейнос и Алексей Исаев), и получился прямо-таки концерт-фейерверк, какой-то безудержный праздник. В относительно небольшом зале Ярославской филармонии (всего около 600 мест) с прекрасной акустикой на самом деле можно было петь потише, не так напрягаясь, но геликоновцы выкладывались по полной, и к финалу – «Застольной» из «Травиаты» – зал буквально ревел от восторга.

Игорь Морозов и Валерий Кирьянов

Журналисты в Ярославле размышляли: а вдруг в 2020 году, столь богатом на неприятные сюрпризы, это вообще последний живой фестиваль? Опасения небезосновательны… Но все же будем надеяться, что, по крайней мере, в 2021 году наша жизнь пойдет по плану А, и уже 24 января, в день рождения маэстро, откроется Второй московский фестиваль Башмета, а в феврале пройдет и сочинский. Как говорит Дмитрий Гринченко, программы сверстаны на 99 процентов.