Пока многие события отменяются/закрываются, фестивали Юрия Башмета благополучно проводятся, еще и «прирастая» новыми. Только в этом году отец-основатель добавил к уже традиционным – сочинскому, ярославскому, минскому – целых два: зимний в Москве и летний в Клину. Такая вот «антивирусная программа» маэстро. Клинский оммаж юбилею Чайковского стал первым во время пандемии живым действом такого масштаба в московском регионе. Мало кто верил в это чудо, но оно свершилось. Теперь же команда Башмета взяла новую высоту – в Ярославле, где, наконец, состоялся проект, традиционно проходящий в мае. О том, в какой –почти военной – обстановке готовились концерты, директор фестиваля Дмитрий Гринченко рассказывает не без юмора: «Сначала стало понятно, что фестиваля не будет в мае. Потом хотели провести его летом, но в июне тоже было “еще не время”. Стали искать дату, близкую коДню музыки (1 октября). В итоге все сложилось, и 5 октября фестиваль Башмета открыл сезон в Ярославской филармонии».
Дата удачная по всем статьям. Стояла дивная погода, красивая золотая осень – природа будто настраивала горожан на праздник. И публика пришла, причем настолько «заряженная», что создавалось впечатление, будто люди не просто соскучились – прямо изголодались по живой музыке. Да, все были в масках, да, сидело ползала – строго через одно кресло, но аплодисменты звучали прямо-таки «громовые». Тот же месседж («мы соскучились») летел и со сцены, от артистов, которые тоже истосковались по концертам «в реале».
Как теперь принято, программы шли без антракта, хотя по объему вполне тянули на двухчастные вечера. На открытии «Солисты Москвы» предстали без дирижера (Юрий Башмет, как известно, заболел коронавирусом), и им пришлось нелегко: играли сами (Прелюдию из сюиты Грига «Из времен Хольберга»), с солистами-инструменталистами и чтецами. Конечно, такое нет-нет да случается, что оркестры выступают без лидера, но все же не два с лишним часа подряд, да еще и с такой разнообразной программой. К примеру, вслед за Григом прозвучал Первый концерт Шопена, и солисту – Николаю Луганскому – пришлось встать во главе процесса: он «дирижировал» головой, телом и иногда жестами. Мне показалось, что эта ситуация для него необычна и не вполне комфортна. Шопен звучал виртуозно, но как-то чересчур напористо и энергично. Конечно же, я отправилась в гримерку к Николаю узнать, а часто ли ему доводилось оказываться в такой ситуации, без дирижера? Оказалось, всего три-четыре раза. Первый концерт он вообще нечасто включает в репертуар, тем более в такой редакции – не с симфоническим, а со струнным оркестром (на самом деле в авторской редакции вместо оркестра вообще струнный квинтет). Николай Луганский, как ни удивительно, впервые оказался в Ярославле, влюбился в город и надеется вернуться сюда уже через пару месяцев.
Вслед за Николаем на сцену вышла Татьяна Самуил, российская скрипачка, живущая в Бельгии и каким-то невероятным способом сумевшая в эти дни добраться до Ярославля. Жгучая брюнетка в красном платье зажгла публику виртуозной Фантазией Пабло Сарасате на темы «Кармен» – вещью архитрудной, с бросками вниз-вверх, бесконечными двойными нотами, флажолетами и бешеными темпами. Нельзя сказать, что технически все получилось безупречно, однако, знаете что? Вот в фигурном катании ставят оценку «за технику» и «за художественное впечатление», так вот в данном случае оно и было главным: мастерство скрипачки заключалось в самом звучании инструмента – изумительно красивом, глубоком, богатом. Татьяна теперь редко включает эту Фантазию в репертуар, последний раз играла ее лет шесть назад в Новой Зеландии, так что это был, так сказать, «привет» из ее скрипичной юности, когда она выступала с этой пьесой на конкурсах.
Афиша Ярославского фестиваля построена в лучших традициях башметовских проектов: непременные звездные имена (кроме Николая Луганского и Татьяны Самуил, это Михаил Плетнёв, Вадим Эйленкриг, Екатерина Губанова, объявленный, но заболевший в последнюю минуту Макс Эмануэль Ценчич, которого заменили Диляра Идрисова и Полина Шамаева в барочной программе, солисты «Геликона», и не только), а также мультижанровость – классика соседствует с джазом и/или этно, обязательны и музыкально-драматические постановки. В Ярославле на открытии представили композицию «Дон Жуан, или Каменный гость» по маленькой трагедии Пушкина с музыкой XVIII–XXI веков, от Боккерини и Моцарта до Стравинского, Тавенера и Александра Чайковского в исполнении «Солистов Москвы» без дирижера. И это усложнило задачу чтецов – драматических артистов Ольги Филимоновой (Смирновой) и Сергея Епишева – звезды телесериала «Кухня».
Непременным атрибутом всех фестивалей Башмета уже давно стала образовательная программа. На сей раз это были две музыкальные Академии (духовая и барокко) и Школа молодых журналистов для студентов Ярославского университета и Музыкального училища имени Л.В.Собинова.
Юрий Башмет – человек, который умеет дружить, в его фестивалях всегда есть совместные проекты с партнерами. В данном случае это и выставка «Ч + Ч» к 180-летию Чайковского и 160-летию Чехова (совместно с музеями в Клину и Мелихове). А также оперный гала «Геликона»: лучшие силы театра под руководством своего главного дирижера Валерия Кирьянова (он дирижировал «Новой Россией») спели все самое сладкое из опер XIX–XX веков (Доницетти, Россини, Верди, Пуччини, Понкьелли и Чилеа). Оперные хиты пришлись по вкусу ярославской публике с самого начала, с каватины Фигаро из «Севильского цирюльника» (Фигаро было двое: Максим Перебейнос и Алексей Исаев), и получился прямо-таки концерт-фейерверк, какой-то безудержный праздник. В относительно небольшом зале Ярославской филармонии (всего около 600 мест) с прекрасной акустикой на самом деле можно было петь потише, не так напрягаясь, но геликоновцы выкладывались по полной, и к финалу – «Застольной» из «Травиаты» – зал буквально ревел от восторга.
Журналисты в Ярославле размышляли: а вдруг в 2020 году, столь богатом на неприятные сюрпризы, это вообще последний живой фестиваль? Опасения небезосновательны… Но все же будем надеяться, что, по крайней мере, в 2021 году наша жизнь пойдет по плану А, и уже 24 января, в день рождения маэстро, откроется Второй московский фестиваль Башмета, а в феврале пройдет и сочинский. Как говорит Дмитрий Гринченко, программы сверстаны на 99 процентов.