20 октября в гала-концерте победителей премии «Органист года» в Большом зале Московской консерватории примет участие выпускница Российской академии музыки имени Гнесиных, лауреат III Международного конкурса органистов Валерия Кикты в Москве и дипломант X Международного органного конкурса имени Марчелло Галанти в Италии Наталья Летюк. Виртуозная и обаятельная артистка объехала с концертами всю Россию, в различные годы принимала участие в мастер-классах известных зарубежных артистов, в том числе органистов Парижского собора Нотр-Дам Даниэля Рота и Оливье Латри. Дважды прошла стажировку в Австрийской барочной академии (Гмунден, 2006–2007), в Органной академии Гамбурга (2020).
В 1998–2013 годах была солисткой Днепропетровского Дома органной и камерной музыки. С 2015 года параллельно с концертной деятельностью ведет класс органа в «Детской школе искусств города Видное» Московской области. В настоящее время Наталья Летюк также преподаватель кафедры органа и клавесина в РАМ имени Гнесиных. Является исполнительным директором Всероссийского открытого конкурса юных органистов имени И. С. Баха. Является членом жюри Международного музыкального конкурса «Melos» (Рим, Италия) и Geneva International Internet music competition.
В 2018 году Наталья Летюк была удостоена звания лауреата Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств», проводимого Министерством культуры РФ. Легко ли играть на органе и существует ли идеальный инструмент, Наталья Летюк (НЛ) рассказала Евгении Кривицкой (ЕК).
ЕК Как получилось, что вы связали жизнь с этим инструментом?
НЛ Впервые я услышала звучание органа ещё в школьном возрасте на Украине в городе Днепропетровске. Так сложилась судьба, что после окончания консерватории в Харькове, вернулась в родной город и поступила на работу в Днепропетровский Дом органной и камерной музыки. Нахождение рядом с таким величественным инструментом, производственная необходимость и дальнейшая учеба в Российской академии музыки имени Гнесиных определили мою «органную» судьбу.
ЕК Вы много гастролируете. Можете назвать самый любимый орган?
НЛ Сложно после одного концерта с уверенностью определить, что именно этот инструмент – твой идеал. Думаю, нужно провести немало времени, чтобы услышать индивидуальность каждого инструмента, научиться умело использовать художественные возможности в зависимости от репертуара, а также не бояться экспериментировать. Несмотря на многообразие прекрасных инструментов, на которых имела счастье играть, любимым могу назвать инструмент, с которым была связана на протяжении многих лет, – это орган фирмы Sauer Днепропетровского Дома органной и камерной музыки.
ЕК На каком инструменте мечтали бы сыграть?
НЛ Моя мечта – орган Собора Парижской Богоматери, знаменитый Нотр-Дам, если это будет возможно, а также органы парижских церквей Сен-Сюльпис и Святой Клотильды.
ЕК Вы преподаете орган юным музыкантам. Легко ли ребенку освоить этот инструмент?
НЛ Как утверждал Г. Нейгауз об игре на рояле, что главное для ученика – это поверить в то, что играть на рояле легко! Леопольд Дигрис продолжил это высказывание – играть на органе – еще легче! Действительно, главное не спугнуть сложностями, а потихоньку направлять маленьких музыкантов. Иногда они даже не понимают, насколько сложные вещи им удаются.
ЕК Чтобы вы пожелали будущим органистам?
НЛ Терпения, уверенности в своих силах и новых открытий в мире музыки!
ЕК Для вас важно признание?
НЛ Признание важно для людей любых профессий. Сейчас существует множество исполнительских органных конкурсов, где, начиная с раннего возраста, музыканты демонстрируют свои профессиональные достижения. Но при этом культурно-просветительская, педагогическая, научно-исследовательская деятельность, как правило, идущие параллельно с исполнительской, остаются за кадром внимания. Было очень приятно узнать об учреждении Фондом развития творческих инициатив премии «Органист года», где музыкальному российскому сообществу с особым вниманием будут представлены люди редкой в России профессии, которые ежедневным трудом вносят неоценимый вклад в дело популяризации органного искусства, сохранения отечественных исполнительских и педагогических традиций.