Теодор Курентзис и его команда musicAeterna представят в феврале в Люцерне совершенно новый проект — первую международную резиденцию. Резиденция musicAeterna — это не просто концертная программа, это творческая лаборатория, где зрители вместе с музыкантами исследуют пространство академической музыки и других областей искусства. Выступления оркестра и хора musicAeterna, которые представят сочинения разных эпох — от барокко до современности, — будет сопровождать образовательная программа, включающая все, что необходимо для более полного понимания репертуара: от мастер-класса по барочным танцам до творческих встреч и дискуссий. Партнером musicAeterna стал концертный зал KKL, входящий в десятку лучших сцен мира.
MusicAeterna — один из наиболее востребованных в мире музыкальных коллективов. Он заслужил себе славу ансамбля, способного одинаково успешно справляться с любым репертуаром, будь то шедевры старинной и классической музыки или экспериментальные сочинения современных авангардных авторов. Созданный в 2004 году Теодором Курентзисом коллектив многие годы существует как художественное сообщество, команда единомышленников, с полной самоотдачей добивающаяся наилучшего звучания и максимально точного выражения заложенных в музыкальном тексте смыслов.
Осенью 2019 года Теодор Курентзис и musicAeterna избрали основным городом своего пребывания Санкт-Петербург, где в старинном здании Дома Радио, откуда осенью 1941 года транслировалась Пятая симфония Чайковского, а в августе 1942-го — Седьмая симфония Шостаковича, создана домашняя резиденция musicAeterna. Здесь, в лабиринтах нескончаемых коридоров, под сводами дореволюционных галерей, в полумраке залов советской эпохи, репетируют хор и оркестр, пишут свои новые сочинения молодые композиторы, делятся знаниями и идеями ученые и художники.
Начиная с февраля 2021 года лучшие из созданных здесь проектов будут представлены всему миру. В городах, где особенно высока концентрация творческой энергии и есть горячий интерес к искусству, таких как: Москва, Вена, Париж, Берлин, Люцерн, Нью-Йорк, Токио, musicAeterna создает свои творческие резиденции. В этих городах оркестр и хор musicAeterna станут неотъемлемой частью культурной жизни, регулярно давая концерты, реализуя образовательные программы и альтернативные музыкальные и театральные проекты. Эти резиденции соберут вокруг себя художников и визионеров, привлекут зрителей со всего мира, увлеченных идеей зарождения новых явлений в сфере современного искусства.
Первой международной резиденцией musicAeterna станет Люцерн. В течение трех дней — с 18 по 20 февраля — музыканты musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса будут совместно со зрителями исследовать пространство академической музыки и других областей современного искусства. Репертуар, который представит коллектив, включает произведения от барокко до современности. Выступления музыкантов будет сопровождать образовательная программа. В ходе открытых репетиций, мастер-классов и публичных дискуссий зрители вместе с музыкантами будут изучать музыкальный материал, открывая заключенные в нем смыслы и выразительные возможности, погрузятся в культурный и исторический контекст исполняемых произведений.
Первыми событиями резиденции 18 февраля станут открытые для зрителей мастер-классы концертмейстера musicAeterna Афанасия Чупина и виолончелиста Алексея Жилина. Работающие на протяжении многих лет с Теодором Курентзисом музыканты не просто поделятся профессиональным опытом, но и дадут представление о творческом методе и философии musicAeterna.
В этот же день оркестр musicAeterna исполнит одно из наиболее масштабных в своем жанре сочинений — Great Mass in C minor Моцарта, искусно сочетающее торжественную и суровую стилистику духовной мессы с изяществом жизнерадостной итальянской оперы. Это произведение musicAeterna будет исполнять в сезоне 2020/21 впервые. Прежде чем услышать финальный результат, зрители смогут познакомиться с нюансами трактовки моцартовского шедевра Курентзисом на открытой репетиции.
Второй день резиденции будет посвящен современной академической музыке и начнется с творческой встречи с французским композитором Филиппом Эрсаном. Написанная им по заказу Теодора Курентзиса хоровая опера на стихи заключенных Tristia в исполнении хора musicAeternaстанет ключевым событием дня, а сам композитор расскажет зрителям о том, как создавалось это очень личное и проникновенное высказывание, появившееся в рамках эксперимента на стыке социальной работы и художественных практик. «Tristia не похожа ни на одну из существующих музыкальных форм, — говорит о своей работе Филипп Эрсан, — на первый взгляд, это сборник коротких песен, малых форм, замкнутых на себе, которые можно исполнять даже по отдельности. Но на тонком уровне они связаны друг с другом, их роднят общие музыкальные темы».
Разговор о свободе, одиночестве и надеждах продолжится после концерта в формате публичной дискуссии с участием композитора и исполнителей, а также приглашенных ученых, художников и всех желающих зрителей. Позже к беседе со зрителями присоединится Теодор Курентзис.
Завершит резиденцию 20 февраля одна из знаковых программ в репертуаре musicAeterna — ТhеSound of Light французского композитора XVIII века, мастера эпохи барокко Жана-Филиппа Рамо, включающая избранные вокальные и инструментальные произведения. Изящество и драйв, тончайшие звуковые краски, отточенные прихотливые ритмы, выверенная драматургия и непринужденная импровизационность музыки Рамо в исполнении musicAeterna со временем не теряют своего обаяния. Вышедшую в 2014 году на лейбле Sony Classical антологию Рамо в интерпретации musicAeterna The New York Times включила в список лучших музыкальных записей 2015 года, а The Times назвала отличным подарком для вдумчивого ценителя музыки, ищущего ярких ощущений. Сам же Теодор Курентзис трактует музыку Рамо как лучшее объяснение «человеку, никогда не видевшему солнца, что такое свет». Зрители вновь станут свидетелями работы музыкантов над произведением на открытой репетиции. А предшествовать ей будет мастер-класс по барочным танцам хореографа и танцевального педагога из Словении Тани Скок. Вместе с ней зрители смогут освоить базовые фигуры барочных танцев и изучить ритмический рисунок, который Рамо запечатлел в своих партитурах.