Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»

22.10.2020
Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»

ГМИИ им. А.С. Пушкина представил программу XL Фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Обратная перспектива: 2020–1981» и объявил дату начала продажи билетов на концерты: с 23 октября их можно будет приобрести онлайн. В этом году фестиваль, созданный знаменитым пианистом вместе с Ириной Александровной Антоновой, тогда директором Пушкинского музея, отмечает 40-летний юбилей. Его афиша отсылает к концертам «Декабрьских вечеров» 1980–1990-х годов, когда маэстро сам принимал в них участие. Полная информация, подробные музыкальные программы, интервью и воспоминания исполнителей и участников фестиваля разных лет представлены на отдельном сайте. Там же работает онлайн-продажа билетов.

Юбилейный сороковой фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Обратная перспектива: 2020–1981» был задуман как кульминация музыкального сезона ГМИИ им. А.С. Пушкина, посвященного 105-летию со дня рождения маэстро. Концертная программа имеет законченную симметричную форму. Открывает и закрывает фестиваль камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Вместе с легендарным коллективом выступают отечественные звезды: Евгений Миронов, Александр Рудин, Борис Березовский, Фридрих Липс. Два других концерта отданы пианистам — Михаилу Плетнёву и Элисо Вирсаладзе,чьи имена неразрывно связаны с историей «Декабрьских вечеров» и хорошо известны поклонникам фортепианной музыки во всем мире.

В основе замысла фестиваля «Обратная перспектива: 2020–1981» лежит не только идея воспоминаний о конкретных «Декабрьских вечерах» 1980–1990-х годов, но и цепь ассоциаций, связанных с личностью самого Рихтера. Фортепианный концерт Вольфганга Амадея Моцарта (Борис Березовский), остро-характерные, романтические пьесы Роберта Шумана (Элисо Вирсаладзе) или музыкальные пейзажи Петра Ильича Чайковского (Михаил Плетнёв) чередуются с программами, где классика и современность образуют музыкальный диптих, символизируя дух самого маэстро, величайшего пианиста и интерпретатора классического наследия, при этом человека и артиста XX столетия. По этому принципу строится первая программа «Художник читает Библию», в которой соединяются произведения Йозефа Гайдна и Софии Губайдулиной, а также заключительный концерт «Классика и авангард», представляющий публике оригинальное сочинение Вольфганга Амадея Моцарта, ироничный оммаж венским классикам Альфреда Шнитке и, наконец, мировую премьеру последнего сочинения Александра Вустина «Юбиляции» (2020), посвященного сороковому фестивалю «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».

Ирина Александровна Антонова, президент ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Музыкальный фестиваль придал музею новое измерение, обогатил восприятие глубиной ассоциаций, размышлениями о природе искусства. Он вернул нас к изначальному пониманию нашего Дома как музея изящных искусств».

Марина Девовна Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «”Декабрьские вечера” – это часть нашего хромосомного набора, великий и нетленный миф, связанный с Пушкинским музеем. И 40 лет – для нас не дежурная дата. В этом году мы хотим по-особенному, очень осознанно и глубоко осуществить медитацию на эту тему. Мы готовы в полной мере, несмотря ни на что, провести «Декабрьские вечера» 2020 года как один из важнейших юбилейных фестивалей в истории Пушкинского музея».

Юрий Абрамович Башмет, художественный руководитель фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Обратная перспектива: 2020–1981»: «Это не просто концерты в музейных залах. Это специально подготовленные тематические программы, в основе которых поиск созвучия музыки и живописи… Для Рихтера была очень важна атмосфера, когда люди – все – находятся в совместном „полете“, когда царит творчество и любовь к музыке».

По традиции, музыкальные программы фестиваля дополняют тему главной выставки, открывающейся в декабре. Не дублируя «сюжет», они существенно обогащают ее содержание. Выставка «Святослав Рихтер. Я вижу музыку» (1 декабря 2020 – 30 января 2021) раскроет перед зрителями поразительный по масштабу личности, неожиданный и противоречивый внутренний мир уникального артиста. Рихтер относился к той категории музыкантов, которые способны воспринимать музыку визуально. Рядом с его роялем всегда стояла репродукция картины, не связанная напрямую с произведением, исполнявшимся в данный момент, но вызывавшая определенные ассоциации. Эта особенность восприятия музыки подсказала идею выставки. В экспозиции будут представлены работы, которые тем или иным образом соотносятся с личностью и творчеством Рихтера. Их будут сопровождать цитаты Святослава Теофиловича, «прямую речь» маэстро дополнят фрагменты музыкальных произведений из репертуара пианиста и упоминаемые им в воспоминаниях.