24 октября на Основной (Исторической) сцене Большого театра состоится концерт «Большой и Пласидо Доминго: «Жизнь в опере». А накануне, сразу после репетиции, прошел брифинг его участников. К журналистам вышли и мегазвезды, и молодые певцы: Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Петр Бечала, Михаэль Фолле, Кристина Нильссон, Притти Йенде и Шабьер Андуага. Ильдар Абдразаков сказал, что будет выступать впервые после болезни (в сентябре он перенес коронавирус), Фолле не мог и представить, что такой проект возможен, Нильссон вообще впервые в России. Говорили о разном, но всех переполняло счастье оттого, что наконец-то можно выйти на сцену, да еще в таком театре и в такой дивной компании.
Инициатор и участник концерта Пласидо Доминго был взволнован: «Это для меня потрясающая неделя, потому что я уже несколько дней нахожусь в Большом театре: продижировал оперой «Манон Леско» Пуччини, и сейчас нас ждет гала-концерт с исключительными, выдающимися певцами, среди них и ваши соотечественники – Анна и Ильдар. В этом сезоне я еще вернусь в Большой театр, выступлю в нескольких партиях. Для меня это очень важно. Впервые я спел в Большом в 1974 году – Каварадосси в опере «Тоска», это было на гастролях театра «Ла Скала». С тех пор сюда не возвращался, хотя должен был петь в «Травиате» в мае-июне-2020, но из-за пандемии этого не случилось. Зато теперь я здесь, и хочу поблагодарить за это директора Большого театра Владимира Урина. Нас замечательно здесь принимают, да и вообще в театре чудесная атмосфера.
На вопрос, как он переживает пандемию, Пласидо Доминго ответил, что это очень трудное время для всех, «лично для меня самое ужасное – 7 месяцев не петь, не выступать. А с другой стороны, я гораздо больше проводил времени с семьей. Все это время я был с женой и семьей своего сына, с внуками. Обычно я все время в разъездах, полетах, а тут выдалось время побыть с близкими».
Дирижера концерта Тугана Сохиева после проведенной репетиции также переполняли чувства: «Появление такого великого артиста, который вдохновляет многие поколения певцов, режиссеров, дирижеров, очень много для нас значит. Мне кажется, главное – что он нас знакомит с замечательными голосами, ведь наряду с популярными певцами он привез молодых, победителей его конкурса. Здорово, что человек, достигший такого высокого уровня в своей карьере, продолжает интересоваться молодыми талантами, продолжает их искать, пестовать. С каким удовольствием он сегодня на репетиции слушал молодого тенора Шабьера Андуага (победителя конкурса Опералия-2019)!
Все эти дни, что Пласидо находится в театре, мы воодушевлены, и мы хотим, чтобы пребывание в Большом театре ему запомнилось. Для нас оно останется как одно из самых ярких событий 2020 года».
Ну и целый ряд вопросов был задан генеральному директору Большого театра Владимиру Урину. Прежде всего: как вообще удалось подготовить такой крупный международный проект, да еще и в сжатые сроки?
Владимир Урин: «Событие такого рода потребовало серьезной организационной работы, соблюдения мер предосторожности. Все, кто обслуживает этот концерт, все технические службы, прошли тестирование. Это было очень сложно, но таковы условия, которые надо понять и принять. Только что мы по зуму обсуждали с французами положение, в которое попали все культурные институции. Я сказал, что нам надо привыкнуть к этой ситуации, потому что жить в ней, на мой взгляд, придется весь 2021 год. Придется приспосабливаться к этим сложнейшим условиям и делать свое дело. Чтобы был «Дон Карлос», на который могут приехать ведущие певцы мира, чтобы был концерт Доминго и другие спектакли были обеспечены на самом высоком уровне».
На вопрос корреспондента государственного телевидения Испании «какова ваша позиция в связи со скандалами, связанными с Пласидо Доминго», Владимир Урин ответил так: «Моя позиция простая и ясная. Вы видите, что этот концерт организован. Это и есть моя позиция. И дискутировать по этому поводу я ни с кем не собираюсь».
Я тоже задала вопрос директору: «В некоторых регионах руководители оперных театров говорят, что долгосрочно планировать ничего не могут, вынуждены жить одним днем. Вы раньше планировали все проекты на два-три года вперед. А сейчас?»
Владимир Урин: «Планировать в любом случае надо на три года, иначе мы не сможем осуществить целый ряд проектов. Другой вопрос, что теперь требуется сочетание двух форм планирования: с одной стороны, на 3 года, с другой – с постоянной корректировкой наших планов. Даже на этом концерте была заменена певица, которая по ряду причин не смогла приехать. И замена была произведена за два дня. Или вот у нас возникла ситуация с серьезными заболеваниями на Камерной сцене – артистов хора и постановочной команды, и мы приняли решение на две недели Камерную сцену закрыть. Так же и с «Доном Карлосом»: два спектакля отыграли, третий пришлось отменить. Мы живем сегодня в ситуации постоянных изменений, административная команда сегодня должна работать очень оперативно. К этому просто надо быть готовыми.