Директор Белгородской государственной филармонии Светлана Боруха рассказала Евгении Кривицкой о необычных форматах концертов классической музыки, покупке нового рояля и инициативах музыкантов симфонического оркестра.
Бизнес, работающий в Белгородской области, является социально ориентированным. Руководители крупных предприятий поддерживают различные проекты. Например, у компании «Металлоинвест» есть договор с правительством области о том, какие социальные проекты в течение года будут реализованы. Одним из таких стала покупка рояля. Одна из причин, что нас услышали, в том, что уже несколько лет мы проводим проект «Симфонический оркестр – музыкальный символ региона». Мы стараемся доказать нашим жителям, что можно ассоциировать себя с культурой, классической музыкой, с оркестром. Первому роялю Steinway исполнилось ровно 25 лет. Мы подсчитали, что за эти годы на нем дали концерты более 50 пианистов. Конечно, мы старались его сберечь, но даже внешне он уже имеет не парадный вид. Тем не менее планируем теперь его отреставрировать, чтобы старый рояль также был в строю.
Для нас новый рояль важен для расширения репертуара: теперь мы сможем включать в программы двойные концерты, выступление дуэтов, ансамбли в 8 рук. У нас такого в Белгородской области не было. Как выбирали? С нами сотрудничает пианист Андрей Ярошинский, он официальный артист Steinway. Нам повезло, что в период ограничений он оказался в Испании и смог съездить в Гамбург и выбрать для нас рояль. Андрей провел четыре часа на фирме, сравнивая разные инструменты. Он присылал мне запись звучания каждого рояля. Это было очень интересно, хотя я не знаток и не могла в полной мере оценить их звучание. Но поскольку Андрей хорошо знает акустику нашего концертного зала, то он ориентировался исходя из собственных ощущений и представлений. Мы доверились, поскольку у нас не было возможности, как у некоторых крупных филармоний, привезти несколько инструментов в Белгород и сравнить на месте.
Появление нового Steinway – особое событие, которое позволит нам выйти на новый этап развития концертной деятельности. В филармонии есть еще рояли, но они используются в основном в репетиционных целях. В Органном зале у нас стоит малый концертный рояль фирмы August Förster.
Вернулась ли публика в концертный зал? Мне показалось, что все соскучились по филармонии. Что касается рассадки, то наш агент по онлайн-продаже билетов предложил такую идею. Если билеты покупает семья или друзья, то они сами вправе выбрать, сидеть ли им рядом или через одного. Автоматически места слева и справа закрываются для продажи. Но зрительно возникает иллюзия хаотичной рассадки, что психологически сложнее для артистов. Впрочем, после концертов без публики любое количество людей в зале воодушевляет!
Хор наш для соблюдения социальной дистанции теперь репетирует в Атриуме на первом этаже здания филармонии, где акустика с реверберацией, как в храме. Оркестр народных инструментов переместился из репетитория в Малый зал, а симфонический проводит репетиции в Большом зале, там же вечером (когда нет концерта) занимается духовой оркестр, а между ними, днем, – джазовый. Художественный руководитель филармонии Евгений Алешников, возглавляющий также Белгородский академический русский оркестр, придумал инновационный метод проведения репетиции в условиях ограничения количества человек на сцене. Он не стал делить на группы по видам инструментов, а соединял так, чтобы сохранялось целостное звучание, только с пропуском отдельных голосов фактуры. Домры репетировали с баянами, на следующий день – домры с ударными, балалайки – с духовыми и так далее. И к сводной репетиции сочинение фактически было готово. Также это позволило углубиться в более детальную проработку, на что раньше не всегда хватало времени.
Во время изоляции труднее всего было духовикам, которым сложно было репетировать дома. Мы разрешали им приходить в индивидуальном порядке в филармонию, чтобы они не потеряли форму. Интересной оказалась реакция артистов в тот момент, когда, наконец, разрешили работать, но неполными составами. Быстро образовались камерные формы, которых у нас раньше не было: так проявилась инициативность и стремление к самовыражению артистов оркестра. Возник ансамбль виолончелей, объединивший всю группу (руководитель – концертмейстер группы виолончелей симфонического оркестра филармонии Ирина Александрова), квинтет духовых инструментов (руководитель – концертмейстер группы гобоев Владислав Шевченко) и даже экзотические составы: например, дуэт бас-тромбонов (руководитель – Василий Иващук) или фагот, скрипка и фортепиано (руководитель – артистка симфонического оркестра Анастасия Першина), скрипка, виолончель и арфа (руководитель – концертмейстер оркестра Наталья Онищенко). Мы потом использовали эти ансамбли, когда рекламировали абонементы на уличных площадках в городе на старте нового, 54-гоконцертного сезона. Люди реагировали, подходили: сфотографироваться рядом с арфой не всегда есть возможность.
К юбилею Бетховена дирижер Дмитрий Филатов инициировал проект «Бетховен. Симфонии». Это цикл концертов, где в исполнении Симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии прозвучат все симфонии великого композитора. Пока сыграно и записано для трансляции пять симфоний. Девятую с хором из-за ограничений по дистанционной расстановке пока пришлось отложить.
Назову еще имя скрипача симфонического оркестра Ильи Мищенкова – он проявился как композитор и аранжировщик: в течение пандемии дал несколько концертов онлайн, где играл репертуар от классики до рока, и не только на традиционной скрипке, но и на электроинструменте.
Сезон мы всегда начинаем в сентябре, а 1 октября, в День музыки, делаем красивое официальное открытие. И вообще, о закрытии сезона мы последние годы говорим с некоторой иронией, потому что не прекращаем выступать все лето, много работаем на открытом воздухе. Сейчас в связи с ограничениями, которые продлились с марта по июль, мы начали проводить open air только в августе: как бесплатные концерты в парках, где выступали наши оркестры, а солист-органист Тимур Халиуллин играл на карильоне, так и платные программы, которые мы давали в этом году в Ботаническом саду Белгородского государственного национального исследовательского университета. Там специально для нас построили амфитеатр на 300посадочных мест: очень красивый ландшафт, рядом небольшой пруд. Слушатели могли купить билеты, как с местами, так и, чуть дешевле, стоячие или даже «лежачие». Можно было взять с собой коврик, расположиться на траве, как это происходит на Променад-концертах в Лондоне. На этих концертах всегда свободная атмосфера, можно двигаться и танцевать в ритм музыке.
Мне очень нравится этот формат: если мы начинаем делать концерты с июня, то нам подпевают соловьи.
Другой традиционный фестиваль – Symphony open air SOVA на территории замка в средневековом стиле Utark. Мы его обычно проводим в начале июля, но в этом году из-за ограничений просто сделали серию концертов, и они были весьма востребованными. Людям нравится антураж необычного архитектурного сооружения возле воды. Хозяин замка обещал сделать для нас сцену, которая будет расположена прямо на берегу реки, и тогда мы сможем расширить свои музыкальные программы, сделать их более театрализованными.