Молодым везде у нас дорога События

Молодым везде у нас дорога

В Москве наградили лауреатов композиторского конкурса «Партитура»

Главный плюс конкурса «Партитура» в том, что масштабные произведения молодых композиторов берется исполнить симфонический оркестр, тем более такой авторитетный, как МГАСО под управлением Павла Когана, выгодно представивший на гала-концерте все сочинения, выбранные представительным экспертным советом. Разумеется, номинаций в конкурсе много, но не случайно и не только по идейным соображениям «малая форма» набрала рекордное количество заявок. На симфоническую музыку сегодня спрос невелик: финансовые возможности редко располагают к большому творческому процессу.  Кто заказывает полотна? Сразу приходит на ум Владимир Юровский с «Другим пространством». А кто еще? Так и уготавливает судьба многим композиторам нового поколения портфель с одной симфонией, написанной для диплома консерватории.

Да, для кого-то творить в миниатюре – концептуальное убеждение. Но крупная форма, хотя и в дефиците, зато своей актуальности не теряет. Очередной конкурс «Партитура» наглядно показал степень умения будущих классиков управляться с ней. Так или иначе, почти в каждом сочинении давала о себе знать власть киномузыки, хотя для нее предусмотрена отдельная номинация, в которой победил Мурат Кабардоков с музыкой к бессюжетному немому фильму «Человек с киноаппаратом». Кстати, он уже довольно маститый автор, как и многие другие лауреаты: листаем буклет и видим сплошь членов Союза композиторов и обладателей внушительного послужного списка, впрочем, все это только задает состязанию высокую планку.

Организовали гала-концерт, что называется, с претензией: обеспечивали торжественность, Большой зал консерватории осветили грандиозной иллюминацией, на больших экранах выводили логотип конкурса и названия исполняемых произведений. Странно, что дорогое оборудование не задействовалось для сопровождения упомянутой киномузыки, ведь она оказалась абсолютно несамостоятельной, хотя по ряду «уловок» явно сделана качественно – по всем законам контрастов кадровой драматургии.

В номинации «Симфоническое произведение крупной формы» с фантазией «Урок» победил ученик Ефрема Подгайца, уже известный композитор Игорь Холопов. Его победу однозначно определил тематизм – своеобразный, яркий. Мало кому даже среди победителей удавалось представить такую изобретательность с видимой индивидуальностью. Все остальное чуть подкачало: определенная жанровая свобода разрушила сначала удачно складывавшуюся форму, также есть вопросы к логике работы с тембрами, но главное не это. Музыка в заявленной номинации почему-то носит прикладной характер, она вновь напоминает киномузыку, причем с довольно странной стилевой коллаборацией, лавирующей между Шостаковичем и The Walt Disney.

Пожалуй, лучшим из всей программы гала-концерта следует назвать сочинение Андрея Бесогонова – Концерт для фагота и симфонического оркестра (солировал Валентин Пузанков). Та творческая свобода, с которой пишет композитор, по-настоящему впечатляет. Разумеется, одного такого ценного качества было бы недостаточно, но и другие факторы были на своих местах. Без «гиперреактивности», всего на двух элементах развивается тематизм, драматургия естественна и понятна, а оттого наше внимание и концентрируется. Кроме того, Андрей оказался единственным среди победителей, кто не побоялся риска комических эффектов, ведь невербально работать с этой материей невероятно сложно. В таком же ключе можно обсуждать миниатюру Анны Поспеловой Equilibrio, ей тоже удалось создать динамичную и захватывающую музыку, хотя больше в памяти осталась изобретательная и, пожалуй, даже вдохновенная инструментовка.

Строго говоря, впечатление от остальных сочинений победителей примерно одно: они сделаны чинно и профессионально, в них с точки зрения ремесла есть много хорошего и убедительного. В то же время рок-опера Артема Пыся «В присутствии Любви и Смерти» и опера Алексея Чернакова «Вещий сон» апеллируют к опыту жанровых предшественников настолько, что распознать авторский стиль затруднительно – кажется, будто они сделаны по определенному искусственно созданному «техническому плану».  Если композитор решает следовать традиции, все-таки ее нужно развивать. А когда этого не происходит, большое сценическое произведение остается в памяти лишь представлением о стилевом направлении и тоской по его лучшим образцам.

В любом случае, лауреатов «Партитуры» любопытно анализировать и обсуждать, а значит, пресловутый и актуальный вопрос «конца времени композиторов» пока еще в реальность не превращается, а остается лишь красивой дискуссионной метафорой.

Вырви кувшинку, Колен События

Вырви кувшинку, Колен

В Лилле поставили оперу Эдисона Денисова «Пена дней»

Цирк приехал События

Цирк приехал

На Бакинском фестивале искусств показали спектакль Даниэле Финци Паски Titizé. A Venetian Dream

По ту сторону черной дыры События

По ту сторону черной дыры

Десятая лаборатория «Открытый космос» сформировала звездную систему

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс События

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс

Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна озвучили молодые композиторы