Главный плюс конкурса «Партитура» в том, что масштабные произведения молодых композиторов берется исполнить симфонический оркестр, тем более такой авторитетный, как МГАСО под управлением Павла Когана, выгодно представивший на гала-концерте все сочинения, выбранные представительным экспертным советом. Разумеется, номинаций в конкурсе много, но не случайно и не только по идейным соображениям «малая форма» набрала рекордное количество заявок. На симфоническую музыку сегодня спрос невелик: финансовые возможности редко располагают к большому творческому процессу. Кто заказывает полотна? Сразу приходит на ум Владимир Юровский с «Другим пространством». А кто еще? Так и уготавливает судьба многим композиторам нового поколения портфель с одной симфонией, написанной для диплома консерватории.
Да, для кого-то творить в миниатюре – концептуальное убеждение. Но крупная форма, хотя и в дефиците, зато своей актуальности не теряет. Очередной конкурс «Партитура» наглядно показал степень умения будущих классиков управляться с ней. Так или иначе, почти в каждом сочинении давала о себе знать власть киномузыки, хотя для нее предусмотрена отдельная номинация, в которой победил Мурат Кабардоков с музыкой к бессюжетному немому фильму «Человек с киноаппаратом». Кстати, он уже довольно маститый автор, как и многие другие лауреаты: листаем буклет и видим сплошь членов Союза композиторов и обладателей внушительного послужного списка, впрочем, все это только задает состязанию высокую планку.
Организовали гала-концерт, что называется, с претензией: обеспечивали торжественность, Большой зал консерватории осветили грандиозной иллюминацией, на больших экранах выводили логотип конкурса и названия исполняемых произведений. Странно, что дорогое оборудование не задействовалось для сопровождения упомянутой киномузыки, ведь она оказалась абсолютно несамостоятельной, хотя по ряду «уловок» явно сделана качественно – по всем законам контрастов кадровой драматургии.
В номинации «Симфоническое произведение крупной формы» с фантазией «Урок» победил ученик Ефрема Подгайца, уже известный композитор Игорь Холопов. Его победу однозначно определил тематизм – своеобразный, яркий. Мало кому даже среди победителей удавалось представить такую изобретательность с видимой индивидуальностью. Все остальное чуть подкачало: определенная жанровая свобода разрушила сначала удачно складывавшуюся форму, также есть вопросы к логике работы с тембрами, но главное не это. Музыка в заявленной номинации почему-то носит прикладной характер, она вновь напоминает киномузыку, причем с довольно странной стилевой коллаборацией, лавирующей между Шостаковичем и The Walt Disney.
Пожалуй, лучшим из всей программы гала-концерта следует назвать сочинение Андрея Бесогонова – Концерт для фагота и симфонического оркестра (солировал Валентин Пузанков). Та творческая свобода, с которой пишет композитор, по-настоящему впечатляет. Разумеется, одного такого ценного качества было бы недостаточно, но и другие факторы были на своих местах. Без «гиперреактивности», всего на двух элементах развивается тематизм, драматургия естественна и понятна, а оттого наше внимание и концентрируется. Кроме того, Андрей оказался единственным среди победителей, кто не побоялся риска комических эффектов, ведь невербально работать с этой материей невероятно сложно. В таком же ключе можно обсуждать миниатюру Анны Поспеловой Equilibrio, ей тоже удалось создать динамичную и захватывающую музыку, хотя больше в памяти осталась изобретательная и, пожалуй, даже вдохновенная инструментовка.
Строго говоря, впечатление от остальных сочинений победителей примерно одно: они сделаны чинно и профессионально, в них с точки зрения ремесла есть много хорошего и убедительного. В то же время рок-опера Артема Пыся «В присутствии Любви и Смерти» и опера Алексея Чернакова «Вещий сон» апеллируют к опыту жанровых предшественников настолько, что распознать авторский стиль затруднительно – кажется, будто они сделаны по определенному искусственно созданному «техническому плану». Если композитор решает следовать традиции, все-таки ее нужно развивать. А когда этого не происходит, большое сценическое произведение остается в памяти лишь представлением о стилевом направлении и тоской по его лучшим образцам.
В любом случае, лауреатов «Партитуры» любопытно анализировать и обсуждать, а значит, пресловутый и актуальный вопрос «конца времени композиторов» пока еще в реальность не превращается, а остается лишь красивой дискуссионной метафорой.