Российский «Оскар» для молодых композиторов События

Российский «Оскар» для молодых композиторов

В Большом зале консерватории прозвучали сочинения победителей конкурса «Партитура»

Пожалуй, самое важное для любого творца – быть услышанным. Крупнейший конкурс российской современной музыки «Партитура» дает возможность заявить о себе – композиторам больше не нужно прятаться в маленьких залах для узкого круга слушателей. Но и условия конкурса могут осилить только лучшие: это семь номинаций крупных симфонических и театральных произведений.

Конкурс был организован Фондом развития современного искусства в партнерстве с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана, Союзом композиторов России, Фондом Елены Образцовой и журналом «Музыкальная жизнь». Рассмотрением анонимных работ занимался экспертный совет. В него вошли художественный руководитель и главный дирижер МГАСО Павел Коган, председатель СКР и композитор Алексей Рыбников, председатель правления СКР Рашид Калимуллин, генеральный директор СКР Карина Абрамян, генеральный директор и художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, композитор, звуковой художник и пианист Петр Айду, музыкальный критик, журналист и композитор Петр Поспелов, ректор Московской консерватории профессор Александр Соколов, композитор и основатель «Студии новой музыки» Владимир Тарнопольский и другие. Из множества присланных работ экспертный совет не без труда выбрал 35 лауреатов. Победителями стали 7 композиторов, которые получили денежные призы в размере 200 тысяч рублей из средств гранта президента Российской Федерации. Сочинения победителей будут изданы в виде сборника партитур и профессиональной студийной записи на диске, затем попадут в музыкальные библиотеки и учебные заведения – настоящий социальный и карьерный лифт. Но главное – музыка молодых композиторов прозвучала на концертах: 25 сентября в Vegas City Hall и 1 октября (в Международный день музыки) в Большом зале консерватории, где состоялась церемония награждения победителей и гала-концерт.

Выбор концертной площадки довольно символичен: исторический зал объединяет целые поколения композиторов – за 119 лет существования там звучала самая разная музыка, в том числе и новая. В день гала-концерта БЗК преобразился: цветная подсветка на стенах, экраны с анимацией, крупный логотип конкурса над сценой. Организаторы «Партитуры» позиционировали концерт как обращение к широкой аудитории, которая интересуется актуальным искусством, – и у них получилось. Атмосфера в зале с самого начала стала напоминать не какое-нибудь непримечательное награждение, а самую что ни на есть церемонию вручения премии «Оскар». И это ничуть не снизило градус серьезности звучащей музыки, скорее наоборот. Победители и лауреаты конкурса торжественно собрались на сцене, а председатель правления Союза композиторов России Рашид Калимуллин зачитал поздравительную телеграмму президента Владимира Путина. Все было направлено на то, чтобы зрители поняли: молодым композиторам есть что сказать, а слушать новую музыку так же здорово, как сходить на модную выставку или премьеру фильма.

Особенность конкурса – в отсутствии строгих рамок: принимались как более традиционные сочинения, так и авангардные, а некоторые номинации находятся на стыке с неакадемической музыкой – это «Эстрадно-симфоническое произведение» и «Киномузыка». Поэтому и гала-концерт победителей получился пестрый – и это не недостаток, а хороший показатель разнообразия авторских стилей и концепций в современном искусстве.

Победителями в номинациях, связанных с театральной музыкой, стали более традиционные сочинения. Одноактная опера «Вещий сон» Алексея Чернакова (номинация «Оперная музыка или музыка оперетты») затрагивает историю любви и подвигов во время Отечественной войны 1812 года и по музыкальному языку перекликается с классическими русскими операми. В концертном исполнении с использованием театральных костюмов прозвучали фрагменты с участием Молодежного Синодального хора под управлением Михаила Котельникова, солисты – Анна Половинкина (сопрано), Кирилл Капачинских (бас), Владимир Магомадов (контратенор), Андрей Архипов (бас), Сергей Побежимов (бас), Антон Хабаров (чтец). Музыка для детского балета «По ту сторону зеркала» Анастасии Костюковой написана на сюжет «Алисы в Зазеркалье» Л.Кэрролла (номинация «Балетная музыка», прозвучали фрагменты). Остроумно использованы ударные инструменты; звучание наполнено волшебством и продолжает линию русских сказочных балетов – например, «Щелкунчика» или «Золушки».

Фантазия «Урок» Игоря Холопова (номинация «Симфоническое произведение крупной формы») написана по мотивам драмы Эжена Ионеско – одного из основоположников театра абсурда. Несмотря на принадлежность первоисточника к авангардному направлению, музыка фантазии ассоциируется скорее со стилем, близким позднему романтизму. Рок-опера Артема Пыся «В присутствии Любви и Смерти» (номинация «Эстрадно-симфоническое произведение», прозвучали фрагменты) неожиданно перекликается с той же эпохой. Сочинение скорее неакадемическое по характеру: звучание рока и поп-музыки, эстрадный вокал, впечатляющее соло барабанщика, световые эффекты. При этом чувствуется влияние того же позднего романтизма – точнее, творчества Рихарда Вагнера. Название «В присутствии Любви и Смерти» отсылает к финалу оперы «Тристан и Изольда», сцене смерти Изольды – Liebestod. Именно так и озаглавлено вступление к рок-опере, хотя ее сюжетной основой стали произведения Дж.Сэлинджера. Солистами выступили Юлия Бычкова (сопрано), Мария Чудовская (меццо-сопрано), Роман Графов (тенор).

Ассоциацию с премией «Оскар» дополнила номинация «Киномузыка»: саундтреком-победителем стала музыка Мурата Кабардокова к немому фильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Для передачи странной атмосферы этого экспериментального бессюжетного фильма композитор использовал симфонический оркестр в сочетании с электроникой. В концертном исполнении прозвучали фрагменты, солистом выступил автор (фортепиано).

Пожалуй, самыми сложными по музыкальному языку оказались Концерт для фагота и симфонического оркестра Андрея Бесогонова (номинация «Произведение для одного или нескольких инструментов/голосов с оркестром», солист – Валентин Пузанков) и Equilibrio Анны Поспеловой (номинация «Симфоническое произведение малой формы»). Смелые, яркие, независимые – произведения заметно выделяются и достойны занять почетное место в современной авангардной музыке.

Один из слоганов конкурса – «ноты всё стерпят, эксперты всё решат». Хочется добавить: «Публика всё выслушает» – ведь теперь у многих талантливых российских композиторов есть реальный шанс громко прозвучать на всю страну.