В этом году имя 24-летнего финна Клауса Мякеля не сходило со страниц музыкальной прессы: он назначен главным дирижером оркестров в Осло и Париже. Добавим к этому пост главного приглашенного дирижера в оркестр Шведского радио и позицию артистического директора музыкального фестиваля в Турку.
Мякеля – выпускник Академии Сибелиуса в Хельсинки. Официально дебютировав три года назад с оркестром Шведского радио, он успел выступить с авторитетными коллективами по всему миру. Репертуар молодого дирижера впечатляет своим разнообразием: программы текущего сезона включают музыку Малера, Сибелиуса, Моцарта, Равеля, Мендельсона, Брукнера и Чайковского, а также современных композиторов – Саули Зиновьева, Ынсук Чин, Джимми Лопеса и Анны Торвальдсдоттир.
В паузе между открытиями сезонов во Франции и Норвегии Алине Койшибаевой (АК) удалось сделать блиц-интервью с Клаусом Мякеля (КМ).
АК С этого сезона вы заступаете на пост главного дирижера Филармонического оркестра Осло и Оркестра Парижа. Оба очень разные по стилю звучания и темпераменту. Почувствовали ли вы разницу в работе со скандинавским и французским коллективами?
КМ Каждый оркестр – личность с особым характером. Я испытываю огромное наслаждение от работы и с тем, и с другим оркестром. Они разные, но что их однозначно объединяет, так это увлеченность музыкой и внимание к деталям. Мне кажется очень интересным услышать в обоих коллективах ощутимую исполнительскую традицию – особенно это касается струнных, деревянных и медных духовых. Такой индивидуальный звук сегодня – большая редкость, многие оркестры становятся со временем более нейтральными. Я думаю, это не только не мешает, но,напротив, допускает возможность добавить красок в очень разнообразную музыку.
АК На концертах создается ощущение, будто у вас возникает полное взаимопонимание с любым оркестром, которым вы дирижируете. Как вы чувствуете коллектив и ведете за собой музыкантов? Помогает ли в этом собственный опыт солиста?
КМ Обоюдное доверие – самый важный фактор вне зависимости от того, работаешь ли ты на протяжении какого-то отрезка времени с оркестром в качестве главного дирижера или впервые встаешь за пульт нового для тебя коллектива. Если хочешь расположить к себе музыкантов, ты должен в них поверить и на этом строить отношения. У них должно возникать чувство, что дирижер вдохновляет их играть лучше. В этом случае гарантия потрясающего результата дает вам ощущение полета.
Ключевой момент на репетициях основан на манере общения, причем необязательно вербального. Дирижер должен владеть инструментом. В противном случае несправедливо требовать от первоклассных музыкантов исполнить что-то, не имея собственного представления о том, как это вообще технически возможно воплотить.
АК Как собираетесь выстраивать репертуарную политику в Осло и в Париже? На что будете акцентировать внимание в выборе программ?
КМ Важно, чтобы у каждого оркестра были свое направление и репертуар. Нет никакого смысла исполнять одни и те же программы с обоими коллективами. Разумеется, в Осло будет звучать больше музыки норвежских композиторов, а в Париже французских, но все-таки репертуарная политика будет основана и на разных других факторах: поиске новых композиторов, новых идей и различных комбинаций, выборе репертуара, накопленного за последние четыре столетия и обеспечивающего существование симфонических оркестров.
АК Как вы собираетесь интегрировать актуальную музыку в программы сезона?
КМ Любая программа предполагает сюжет, способный создать ощущение, что новое произведение связано одной ключевой линией с остальной музыкой в концерте. Формирование репертуара в таком ключе меня очень увлекает, а сотрудничество с ныне живущими композиторами я вообще считаю жизненно необходимой позицией.
АК Что, на ваш взгляд, характеризует дирижеров нового поколения? Этические нормы и те механизмы взаимодействия, которые были возможны между дирижером и оркестром в прошлом, сейчас уже не работают. Авторитарные дирижеры сменяются дирижерами-партнерами коллектива. Чувствуете ли вы эту тенденцию и какую линию общения выбираете для себя?
КМ Времена очень изменились. Безусловно, нам необходим новый тип руководителя. В современном мире постоянно приходится внедрять методы работы, ориентируясь на традиции коллектива, чтобы получить от музыкантов максимальный результат. Нет какого-то единого пути – ты должен обладать огромным инструментарием и умело использовать его в зависимости от ситуации. Это важно как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективах.
основатель, председатель правления и генеральный директор агентстсва Harrison Parrott
Я узнал о Клаусе, когда ему еще было девятнадцать лет – мне посоветовал обратить на него внимание один из наших артистов. Первой его послушала моя коллега Лидия Коннолли, она прилетела на концерт современной музыки в Хельсинки и осталась под большим впечатлением от выступления. Совсем скоро мне удалось пригласить Клауса на замену в Гётеборгский оркестр – он продирижировал Первый виолончельный концерт Шостаковича и Вторую симфонию Рахманинова. Я был просто поражен таким необычайно одаренным, основательным и убедительным музыкантом. После этого мы предложили Клаусу контракт на генеральное представительство. Уже три года он не перестает поражать и восхищать нас своим профессионализмом и глубиной мышления – эти качества оценили и все оркестры, с которыми Клаус успел посотрудничать. Так последовательно он принял предложения занять пост главного дирижера Филармонического оркестра Осло и Оркестра Парижа, который единогласно проголосовал за его кандидатуру после первого концерта с Клаусом».
композитор
«Мы познакомились с Клаусом еще на заре наших с ним карьер, когда он дирижировал одним из моих сочинений для оркестра. Мы моментально почувствовали, что находимся на одной волне, с тех пор нас связывают долгие годы дружбы и сотрудничества. Клаус много раз оказывал мне неоценимую поддержку, включая мою музыку в свои программы и даже заказывая новые произведения. Работать с ним – сплошное удовольствие! Я не перестаю поражаться, как он подходит к исполнению не только классической, но и современной музыки – это ни с чем не сравнимый опыт. Клаус думает не просто о том, как соединить и сыграть ноты, а о том, насколько содержательно и глубоко может прозвучать музыка».