Московская филармония ежегодно предоставляет сцену своего главного зала региональным оркестрам, и каждый раз эти встречи приносят чувство радости и гордости. Уже доводилось писать об успехах сибирских коллективов (из Омска, Томска), регулярно выступает оркестр Белгородской филармонии, а Госоркестр Татарстана имеет персональный абонемент наравне со столичными грандами.
В октябре столицу посетил АСО Нижегородской филармонии во главе со своим худруком и главным дирижером Александром Скульским. Участие в абонементе «Шедевры русской симфонической музыки» предопределило ракурс программы, в которой предсказуемо занял почетное место юбиляр этого года – Петр Ильич Чайковский. В дежурной «приманке» для публики – Первом концерте для фортепиано Чайковского – солировал Александр Гиндин, выдавший надежную интерпретацию. Конечно, содержание сочинения не сводится только к героической бравуре, и в медленной части можно было расслышать отголоски сельской жизни, представить картины природы в наивно-радостном звучании.
Оркестр толерантно шел за солистом, обеспечив ему максимально комфортные условия, – видно было, что в этой партитуре для дирижера не существовало подводных камней. На мой вопрос, часто ли у себя дома они исполняют наш главный фортепианный хит, маэстро Скульский даже затруднился назвать точную цифру: «Дело в том, что еще с советских времен наш оркестр “обслуживал” будущих лауреатов Конкурса имени Чайковского: многие из них приезжали к нам обыгрываться. Даже сложно перечислить все звездные имена – и это не только пианисты, но и скрипачи, виолончелисты».
Лично меня в этой программе больше интриговала Пятая симфония Глазунова – композитора, чьи произведения сейчас редко появляются в афишах. «Это наша миссия, наша обязанность – играть музыку русских авторов, возвращать забытые имена и шедевры», – подчеркнул Скульский. – А Пятую симфонию Глазунова мне давно хотелось сыграть, очистив ее от штампов. Сложилась традиция, идущая еще от Николая Голованова, трактовать эту музыку помпезно, тяжеловесно, мне же слышится в ней больше лиризма…».
Свое слово дирижер сдержал, преобразив симфонию из монументальной фрески в балладу. Известно, что композитор в год создания сочинения путешествовал по Германии, и показалось, что именно дух старых европейских городов с их рыцарскими замками и готическими соборами, мощеными мостовыми, аккуратно подстриженными газонами нашел отражение в музыкальных образах. В безмятежность течения музыки изредка вторгались то зовы духовых, то краткие моменты драматического напряжения, которые воспринимались как отголоски легендарных событий. В то же время слушалась Пятая симфония с неослабевающим вниманием, благодаря четко выстроенной форме, качественному звучанию всех групп оркестра. А энтузиазм и радость от самого процесса музицирования, исходившие от музыкантов, не могли не воздействовать на публику, горячо принимавшую гостей из Поволжья.
Обрамлял программу Коронационный марш Чайковского. Александр Скульский, любящий всякие выдумки и театральные жесты, придумал эффектный ход. Сперва это сочинение, созданное композитором в 1883 году по случаю коронации императора Александра III, выполнило функцию пролога к концерту, и все музыканты (за исключением виолончелей) играли стоя. Поначалу даже возникла мысль, что так нижегородцы негласно соревнуются с оркестром musicAeterna, который эпатировал в прошлых сезонах подобными экспериментами. Но нет: как выяснилось, это было концептуальное решение дирижера, так представлявшего ритуал коронационных торжеств. Исполнили, кстати, с блеском и уместным пафосом, воссоздав атмосферу праздничного шествия под всеобщее ликование. А вот в финале концерта на этот Марш были поставлены поклоны всего оркестра – получился своеобразный флэшмоб, когда один музыкант «передавал эстафету» другому.
Впереди у коллектива трудный сезон: в Нижнем Новгороде по-прежнему действуют карантинные ограничения, и концертная и театральная жизнь запрещена. Из шикарного осеннего сета концертов в филармонии состоялся лишь проект с Денисом Мацуевым в День музыки, так что вояж в Москву стал праздником вдвойне. Когда состоится следующий концерт – никто не знает, на сайте Нижегородской филармонии – грустная надпись: «Репертуар этого месяца находится в разработке». Но главный дирижер не унывает и при первом проблеске готов выдвинуть свою музыкальную армию на авансцену.