5 ноября в Рахманиновском зале консерватории ансамбль Студия новой музыки представит концерт-презентацию новой книги Романа Насонова «Музыка: диалог с Богом. От архаики до электроники», выпущенной в этом месяце издательством «Никея».
Всегда ли музыка была тем языком, на котором люди обращались к Богу, размышляя о жизни, смерти и бессмертии, или же она стала им в определенный исторический момент? Почему среди значимых фигур культуры новейших времен так много композиторов — чудаков и безумцев? Быть может, сама наша цивилизация, не дождавшись желанного конца света, сошла с ума, а для тех, кто боится ее безумия, была создана массовая культура? Для тех, кто не боится, кто любит вдумчивое чтение и готов потратить время, слушая «сложную» музыку в поисках мудрой простоты смысла, написана эта книга.
Эта уникальная по своему жанру книга — своего рода очерки духовной истории музыки, от ее архаических форм до новейших. Панорамное видение музыкальной истории сочетается у автора с детальной оптикой конкретных сочинений, эстетическое исследуется во взаимосвязях с социально-политическим и научно-техническим, а само понятие духовного не декларируется назидательно, а проступает сквозь всю ткань повествования, словно cantus firmus — фундаментальный голос многослойной полифонической композиции.
Вслед за композицией книги в концертную программу презентации вошли сочинения, объединенные общей идеей поисков духовных основ ремесла. В них далекие друг от друга стилистически и территориально композиторы «пробуют на прочность» основания тысячелетней традиции. Такова музыка Генриха фон Бибера, созданная в XVII веке и до сих пор слушающаяся как своего рода авангард австрийского барокко, современные хоральные обработки Софии Губайдулиной и Владимира Тарнопольского, импровизационный экстаз Оливье Мессиана. Особое место занимают в программе концерта сочинения Карлхайнца Штокхаузена, создавшего свой культ в духе New Age, и Георга Фридриха Хааса, чье сочинение основано на музыке Жоскена Депре, жившего в XV веке.
В презентации книги примут участие автор — Роман Насонов, главный редактор издательства «Никея» Яна Грецова, а также Владимир Тарнопольский.
Билеты на сайте и в кассах консерватории.