В честь Александра Невского События

В честь Александра Невского

Искусство объединяет! Под таким девизом состоялась ежегодная Всероссийская акция «Ночь искусств»

Среди самых громких событий акции стала мировая премьера музыкально-драматической программы «Сказание об Александре Невском», представленная в Кафедральном соборе Калининграда. Значимость события еще и в том, что постановку увидели не только в трансляции на портале «Культура.рф»: она прошла в «живом» формате, с публикой, проявившей энтузиазм и интерес к патриотической теме. Министр культуры Калининградской области Андрей Ермак в приветственном слове акцентировал внимание на том, что празднование 800-летия Александра Невского станет главным событием 2021 года. И «Сказание», поддержанное грантом Президента РФ как «проект общенационального значения в области культуры и искусства», дает старт – мощный, творческий, вдохновляющий.

Искусство объединяет! Связывает различные эпохи в единую историю. «Сказание об Александре Невском» позиционируется еще и как культурно-просветительский проект. «От Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха – к Александру Невскому и Петру Великому, сквозь образы Киевской Руси, Новгорода Великого, Петербурга в прямом контексте с национальной гражданской и патриотической идеями прошлого и дня сегодняшнего – таковы “исторические перекрестки” программы», – подчеркивает руководитель проекта и директор Калининградского собора Вера Таривердиева.

Недаром премьера состоялась – весьма символично! – в преддверии празднования Дня народного единства, а также почитания Казанской иконы Божией Матери. Иконы, перед которой в свое время молились о победе над врагом Дмитрий Пожарский, Петр I, Михаил Кутузов – наследники ратных подвигов святого благоверного великого князя Александра Невского.

Искусство объединяет! Губернатор Калининградской области Антон Алиханов в приветствии отметил, что «величие и мощь подвигов Александра Невского найдут отражение в былинном слове, в слиянии хора, оркестра русских народных инструментов, органа и актера-чтеца».

Об этом же говорила на круглом столе перед премьерой и автор идеи программы, исполнительница на органе Евгения Кривицкая: «В Кафедральном соборе сама храмовая атмосфера подчеркивает дух соборности, который является одной из стержневых тем композиции. А синтез музыки и слова дополняет видеоряд, в котором образ Александра Невского визуализирован через иконописные и художественные изображения».

Налицо не что иное, как тот самый синтез искусств, о котором в свое время мечтали композиторы-романтики, утверждая, что при гармоничном слиянии нескольких видов искусств каждый из них намного расширяет границы воздействия на человека.

Так что же перед нами? Концерт? Оратория? Спектакль? Ответ один: эпическое «Русское действо», как назвали свой проект сами создатели! Точнее и не определить этот, можно сказать, новый жанр, глубоко национальный и надвременной. И скажем сразу: сила эмоционального воздействия «Сказания» по-настоящему потрясает!

Действо зачиналось с торжественных аккордов органа, олицетворяющих глас свыше, лейтмотив небесного присутствия и благословения. И столь же властно с первых же минут забирал в плен и не отпускал до последнего другой «глас» – язык не поворачивается назвать просто человеческим голосом этот буквально музыкальный инструмент. Голос артиста-чтеца, а также автора сценария и режиссера-постановщика «Сказания» Петра Татарицкого без преувеличения уникален. Как уникален и его артистический дар рассказчика. Что бы он ни читал – исторические хроники, литературные фрагменты из «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», молитвенные строки, стихи Александра Пушкина, Аполлона Майкова или Карины Филипповой – все проникнуто глубочайшим искренним чувством, все воплощается в зримых и живых образах. Сказание! Это к нему, к Петру Татарицкому, который в этот вечер был не чтецом, но сказителем.

Художественному слову вторит слово вокальное. В программе принимали участие два хоровых коллектива – Хор Свято-Андреевского храма Калининграда (руководитель Алексей Родионов) и Камерный хор «Кириллица» (руководитель Марина Букова), – объединенных в сводный хор под управлением Михаила Кирхгоффа, а также сопрано Юлия Василькова, во власти которой даже не слово – чистый голос, вокализ, нежный, трепетный и необычайно трогательный.

«Русскость» и «былинность» действа подчеркивались и звучанием народного оркестра – Калининградского областного оркестра русских народных инструментов, за пультом которого стоял художественный руководитель и дирижер Андрей Степаненко. Выбранные оркестровые фрагменты из произведений Глинки, Бородина, Прокофьева в собственной обработке для народных инструментов в данном контексте прозвучали весьма органично. В музыкальную канву вписались и хоровые произведения нашего современника Сергея Екимова, много внимания уделяющего духовной музыке.

Казалось бы, из общего «хора» должен был неизбежно несколько выбиваться совсем «не русский» орган. Однако этого не только не происходило, а, наоборот, сочетание органа и балалаек, аккордеонов и гуслей продемонстрировало удивительные звуковые – тембровые и акустические – новые открытия и возможности.

Но отдельно все-таки хочется отметить сольный «Танец рыцарей» («Монтекки и Капулетти») Прокофьева, более известный либо в оркестровом варианте, либо в фортепианном переложении, а ныне прозвучавший на органе. Образный мир этой композиции кардинально изменился. Перед нами прошла вся битва на Чудском озере, о котором в хрониках сказано: «Бысть сеча зла…» Сражение, смерть, кровь, плач по погибшим и победное ликование. Это был один из самых сильных в эмоциональном плане моментов «русского действа»!

Торжественным апофеозом программы, что и логично, и опять же символично, стал духоподъемный хор «Славься!» из заключительной сцены оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). И вот, слушая заключительные ликующие аккорды музыки Глинки и чувствуя великую объединяющую силу этой музыки (когда зал уже готов был буквально взорваться овациями от переполнявших эмоций!), невольно ловила себя на мысли: пожалуй, жаль, что в то время, когда шли жаркие дебаты по поводу нового Государственного гимна Российской Федерации, победу не одержала «Патриотическая песнь» Глинки. Которая и использовалась в качестве такового с 1990 по 2000 год, но в итоге была заменена на мелодию гимна СССР. Если бы на мировой арене нашу страну представлял шедевр Глинки, это было бы одновременно и данью вековым традициям, и знаком исторической преемственности, и хотя бы видимым примирением политических полюсов, которым на фоне музыки нашего по-настоящему национального композитора просто нечего было бы делить. Так же, как и в «Сказании об Александре Невском». Но, простите! Это уже совсем другая история.