Занавес открыт. Оркестр молча сидит. Зрители осторожно переглядываются. Уж не сломалось ли что-нибудь в «Новой Опере», как недавно в «Ревизоре»? Но вот дирижер проходит к яме… через зрительный зал. За ним – артистка-«режиссер». «Что ж вы тут задерживаетесь?» – «Да времена такие». Под невидимые за масками улыбки и слышимые аплодисменты Роман Денисов перешагивает через барьер, и так по-хулигански задорно начинается «Любовный напиток».
Уже по этому началу понятно, как режиссер-постановщик Илья Можайский рассчитывал захватить и держать внимание публики. В постановке, где, как говорят, задействована почти вся труппа театра, декорации переливаются яркими красками (благодаря художнику-постановщику Борису Голодницкому). Тут вам и паровозик из Ромашково, и от руки нарисованный – неслыханно! – задник с сельским пейзажем, и переливающиеся огоньки наверху (заслуга художника по свету Нелли Сватовой). В стилистике костюмов «смешались в кучу кони (в буквальном смысле) и люди» – от некоторых из них глаз не оторвать!
В духе нашей эпохи действие оформлено как съемочная площадка для фильма. Героев окружают статисты с массивной камерой и микрофонами, а дерганая в стиле хоум видео картинка транслируется на боковые экраны, куда персонажи то и дело беззастенчиво глазеют. Не сказать, чтобы от включения этих элементов что-то принципиально меняется в общей концепции, но приятно, что все «киношники» помещены в стороне от главных героев: композиция кадра всегда сделана так, чтобы зрительское внимание не отвлекалось от развертывания сюжета.
Так как в «Любовном напитке» очень мало действующих лиц, на них лежит большая нагрузка, особенно потому, что по воле Можайского они поют свои номера на двух языках – начинают на русском, а где-то к середине переходят на итальянский (при этом все диалоги только по-русски). Вообще, интересный выбор, своего рода компромисс, позволяющий обойтись без субтитров. Возможно, другим региональным театрам стоит подумать о таком решении… Если Неморино (Борис Калашников) в оригинале – молодой парень, который боится сделать первый шаг в жизни, то здесь весь его облик говорит, что он уже пережил лучшие годы, и Адина – его последний шанс. Он и свой коронный номер, романс Una furtiva lagrima («Слезы любимой видел я»), поет с отчаянием и надрывом в голосе. Его драматизм отлично контрастирует с уверенностью жестов и пробивающим звонким голосом Адины (Анастасия Морараш).
Нашим целеустремленным и искренним героям противостоит карикатурный бравый солдат Белькоре (Андрей Ковалев), которому, недолго думая, наклеили пышные гусарские усы, а больше и не требовалось. О своей гротескности певец отлично осведомлен, потому его интонации более естественные, не такие пафосные, какие бывают в более серьезных интерпретациях. Но самое вкусное, самое сладкое, тот незабываемый десерт – это все сцены с Дулькамарой. Дмитрий Степанович «украл» все зрительское внимание своей мимикой, танцевальными движениями и тонкими сменами интонации. Хотелось, не рефлексируя, наслаждаться перформансом. Публика была того же мнения, ему аплодировали значительно с большим энтузиазмом, чем другим.
Хотя эликсир на поверку всего лишь плацебо и сам по себе не является панацеей, но именно сейчас хотелось бы разом, по волшебству решить насущные проблемы, поражающие нас. Авторы проекта это почувствовали и вручили Дулькамаре, возможно, самые важные слова спектакля: «Постарайтесь не болеть!»