В связи с ухудшающейся эпидемиологической ситуацией в Москве на два месяца вводятся новые ограничения на посещение культурных мероприятий: с 13 ноября театры и концертные площадки смогут заполнять свои залы только на 25 процентов. Учреждения, находящиеся в федеральном подчинении, смогут провести мероприятия по уже проданным билетам, превышающим установленный лимит, а вот московские театры по-прежнему находятся в подвешенном состоянии: им такой отмашки пока не дали.
На днях мэр Москвы Сергей Собянин выпустил указ, согласно которому в течение двух месяцев – с 13 ноября по 15 января 2021 года – в столице будут действовать ограничения на посещение культурных массовых мероприятий. Так, теперь в театрах, концертных залах и кинотеатрах одновременно сможет находиться еще меньше зрителей – 25 процентов от общей вместимости зала. Ранее власти Москвы предписывали заполнять залы наполовину.
13 ноября Министерство культуры выпустило приказ для находящихся в Москве подведомственных учреждений культуры. Документ предписывает проводить публичные мероприятия с числом зрителей, не превышающем 25 ппоцентов заполняемости зала. Документ вступит в силу 16 ноября. Таким образом ранее опубликованный министерством приказ, по которому театры и концертные площадки, уже реализовавшие больше 25 процентов билетов, могли принять своих зрителей, становится недействительным. Тем временем, московский Дом музыки с 13 ноября вводит систему электронной регистрации при посещении мероприятий. Чтобы посетить концерты, нужно будет зарегистрироваться (через СМС или отсканировав QR-код) и предъявить при входе полученное подтверждение.
Первая – и весьма эмоциональная – публичная реакция на очередные ограничения со стороны городских властей последовала от гендиректора Большого театра Владимира Урина, который отметил, что ГАБТ продал билеты на спектакли вплоть до конца декабря. «Каким образом мы должны сортировать зрителей у входа, кого пускать, а кого не пускать?» – посетовал он. Также Урин добавил, что если складывается непростая эпидемиологическая ситуация, то «было бы лучше принять решение закрыть театры», поскольку заполняемость на четверть не покроет расходов на производство спектаклей. Аналогичные вопросы возникли и у других культурных учреждений, на некоторые спектакли и концерты которых sold out задолго до даты проведения.
Вопрос о том, кого пускать, а кого не пускать в подведомственные театры, закрыло Министерство культуры. В приказе ведомства уточняется: если билеты на мероприятия, проводимые в период с 13 ноября по 15 января, уже были реализованы до даты введения ограничений по заполняемости зала, то зрители смогут ими беспрепятственно воспользоваться.
В пресс-службе Московской филармонии «Музыкальной жизни» сказали: «Для нас важно, чтобы живая музыка продолжала звучать, чтобы музыканты имели возможность выходить на сцену, поддерживать форму. Это для нас первостепенно. И мы благодарны Министерству культуры за то, что мы сможем принять всех слушателей, которые приобрели билеты до 13 ноября, когда еще действовало ограничение по заполняемости зала на 50 процентов». Также в филармонии уточнили, что пригласительные билеты входят в тот процент, который требуется учитывать при расчете заполняемости зала. «В настоящее время мы закрыли продажи на концерты, на которые уже продано больше 25 процентов билетов», – добавили в филармонии.
Иная ситуация в театрах, которые подчиняются Департаменту культуры Москвы: там по-прежнему нет четкого понимания, что делать со зрителями, которые купили билеты до 13 ноября и число которых превысит 25 процентов заполняемости зала. «Сейчас мы, конечно, остановили продажи билетов, – сказали «Музыкальной жизни» в пресс-службе Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. – Но что делать с теми зрителями, которые уже купили билеты и их больше 25 процентов? Мы же не можем сказать, дескать, кто первый пришел, тот и сможет попасть на спектакль. Это будет дискриминацией зрителя. Поэтому надеемся, что, как и федеральным театрам, нам разрешат пускать зрителей, купивших билеты до введения ограничений. А пока ждем решения московских властей». Также в пресс-службе театра сказали, что новое ограничение по заполняемости зала – практически катастрофа: «Постановка музыкального спектакля требует солидных финансовых затрат, поскольку в каждом спектакле задействовано много артистов – хор, оркестр, солисты». Даже при условии 50-процентной заполняемости зала театр с большим трудом покрывал себестоимость спектакля, а при введении новых ограничений будет совсем тяжело, добавили в театре.
В «Геликон-опере» пока воздерживаются от комментариев и ждут постановления Департамента культуры Москвы. В «Новой Опере» «Музыкальной жизни» сказали, что «театр не закроется, будут учтены все рекомендации Департамента культуры».
К слову, приказ ведомства от 11 ноября сложившуюся ситуацию не проясняет. В документе, среди прочего, говорится, что при реализации билетов в объеме более 25 процентов от общей вместимости зала находящиеся в подчинении учреждения должны действовать в соответствии с постановлением правительства «Об утверждении Положения об особенностях отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на такие мероприятия, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части».
Тем временем, с конца октября Европа практически повсеместно снова погрузилась в lockdown 2.0. Так, во Франции запрещено перемещение граждан между регионами страны. Все культурные мероприятия отменены, а выходить на улицу можно только по уважительным причинам. В Италии на месяц – до 24 ноября – закрыты все театры и кинозалы. При этом музеи продолжают работать. Аналогичная ситуация в Германии.
Несогласные с решением властей европейские музыканты и художники устраивают акции протеста, причем не только онлайн в соцсетях, но и на улицах – у театров Ла Скала, Лисео и Баварской оперы. Артисты недоумевают, ведь театры следовали всем предписаниям, но их все равно закрыли, хотя, например, сфера пассажирских перевозок столь жестким ограничениям подвергнута не была.
«Без искусства и культуры в мире будет тихо» – с таким лозунгом в начале ноября музыканты по всей Германии провели акцию протеста #SangUndKlanglos против закрытия театров и концертных залов. Коллективы Берлинской филармонии, Симфонического оркестра Берлинского радио, Берлинской государственной оперы, Гамбургского филармонического оркестра, Мюнхенского филармонического оркестра и другие вышли на сцену, но вместо выступления провели несколько минут в полной тишине (Кирилл Петренко включил в последний концерт перед введением ограничений «4’33’’» Джона Кейджа). Таким образом музыканты выразили свое негодование отношением властей к искусству и культуре.