ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА
музыкальный критик, шеф-редактор раздела «Академическая музыка» портала Colta.ru
Торжественному открытию своего Пасхального фестиваля, которое состоится в Большом зале Московской консерватории вечером 8 апреля, Валерий Гергиев в этом году предпосылает утреннее «предварительное действо» в виде концертного исполнения оперы «Иоланта». Набор мариинских солистов (среди которых Ирина Чурилова, Алексей Марков, Мигран Агаджанян) и горячие отношения маэстро с музыкой Чайковского позволяют рассчитывать на полноценное счастье. Начало в 12.00, поскольку концерт и его прямая трансляция происходят в рамках проекта «Всероссийский виртуальный концертный зал», включающий более 100 российских городов, вплоть до удаленных на много часовых поясов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.
Центральная оперная премьера екатеринбургского сезона – «Греческие пассионы» чешского композитора Богуслава Мартину, последняя из его 16 опер, ни одна из которых еще в России не ставилась. Опера писалась во второй половине 50‑х годов прошлого века по мотивам романа греческого писателя Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь». Дирижер постановки – Оливер фон Дохнаньи, режиссер – Тадеуш Штрассбергер. Это та же команда, что уже сделала в Екатеринбурге резонансные российские премьеры двух других опер ХХ века, в центре которых также стоят вопросы морально-нравственного порядка – «Сатьяграхи» Филипа Гласса и «Пассажирки» Мечислава Вайнберга.
Михаил Плетнёв и Люка Дебарг – два тонких музыканта, один – давно и хорошо известный, другой – появившийся на последнем конкурсе Чайковского, оба страстно любимы московской публикой, так что их совместное выступление гарантирует нечто волнующее. Плетнёв за пультом своего Российского национального оркестра и Дебарг за роялем вместе сыграют Первый концерт Шопена. Также в программе «Симфонические танцы» Рахманинова.
МАЙЯ КРЫЛОВА
музыкальный и балетный журналист
Этот уютный московский зал не всегда попадает в центр внимания музыкальной общественности, а между тем там есть что послушать. Например, вечер из цикла «Musica Con Text», в котором соединяются разные виды искусств. Прозвучат «Двенадцать трансцендентных этюдов» Листа, поэзия Пушкина и Лермонтова. И можно поразмыслить, в чем близость музыки венгерского композитора и русской поэзии, и как виртуозность пианиста соотносится с мастерством слова. Иван Рудин за роялем и актриса Дарья Мороз со стихами будут исследовать пересечения и контексты литературно-музыкального романтизма.
Концерт в Большом зале консерватории, любопытный по нескольким параметрам. Оркестр – «La Voce Strumentale» с Дмитрием Синьковским, играющий аутентичную музыку с современным драйвом. Его неоднозначные трактовки – хороший стимул для дискуссий. Солистка – сопрано Надежда Павлова из Перми, чей голос в рекламе не нуждается. Репертуар – нестандартный: музыка Перголези, редкая гостья у нас. И, кроме того, концерт Баха для скрипки с оркестром соль минор, а также благочестивый, а не развлекательный Вивальди (мотеты «Nisi Dominus», «In Furore Iustissimae Irae»).
Очередной концерт фестиваля «Опера Априори» с программой американской музыки XX века. Опять‑таки редко у нас исполняемой, что придает программе привкус «повышения квалификации». Произведения Доэрти (его «Письма от Линкольна» – российская премьера), Бернстайна и Портера. Петь будет знаменитый баритон Томас Хэмпсон, а в качестве бонуса он добавит к программе свои коронные оперные арии. За пультом театрального оркестра – Валентин Урюпин, один из лучших молодых дирижеров в стране.
ОЛЬГА РУСАНОВА
музыкальный обозреватель «Радио России»
Очень жду показа на фестивале «Золотая Маска» мюзикла Новосибирского музыкального театра «Безымянная звезда» (музыка и либретто Александра Шевцова по пьесе Михаила Себастиана). Спектакль представлен в восьми номинациях (!), и действительно, он остроумен, изобретателен, искрометен. В нем узнаваема режиссерская рука Филиппа Разенкова, молодого главного режиссера Башкирской оперы. Мне интересно все, что он делает, – и в опере (вспомним хотя бы декабрьскую премьеру «Царской невесты» в Уфе), и в жанре мюзикла. Помимо всего прочего, Филиппу всегда удается собрать отличную постановочную команду, яркий актерский состав. Все мы помним одноименный фильм Михаила Козакова (которому в этом году исполняется, кстати, 40 лет!), с незабываемыми Анастасией Вертинской, Игорем Костолевским и Светланой Крючковой. Однако создатели новосибирского проекта не побоялись сравнения, и оказались правы. Артисты Валентина Воронина, Евгений Дудник и Евгения Огнева (все – кандидаты на «Маску») вполне достойны своих предшественников.
Этим фестивалем Госоркестр Татарстана и Александр Сладковский ежегодно отмечают память основателя оркестра, дирижера Натана Рахлина. Не секрет, что коллектив сейчас находится на пике формы, радует мощным и постоянно расширяющимся репертуаром. Но лично для меня и оркестр, и его руководитель интересны еще одним качеством – особым отношением к солистам, умением слышать и слушать самых разных музыкантов, недаром они так охотно едут в Казань. И на этот раз весь фестиваль станет своеобразным «парадом солистов», ведь они выступят в каждом из пяти его концертов. Это пианисты Дмитрий Ишханов, Люка Дебарг, Лукас Генюшас и Павел Нерсесьян, скрипач Сергей Крылов, виолончелист Даниэль Мюллер-Шотт.
Вечер премьер в Театре балета Монте-Карло состоит из двух частей: «Скрипичного концерта» на музыку Стравинского (возобновление балета Баланчина) и мировой премьеры «Абстракция / жизнь» на музыку виолончельного концерта нашего современника Бруно Мантовани. Это работа руководителя компании Жана-Кристофа Майо, который нам хорошо известен по балету «Укрощение строптивой», созданному специально для Большого театра. Знакома нам и его труппа – по балетам «Красавица», который Майо привозил в начале этого сезона на фестиваль DanceInversion, и «Дафнис и Хлоя», который также был показан в Большом еще раньше, в 2012 году. Впечатлило и то, и другое, и третье, да и вообще, мне кажется, следить за таким талантливым человеком, как Жан-Кристоф, очень интересно.
ПЕТР ПОСПЕЛОВ
музыкальный критик, шеф-редактор издательства «Композитор»
Такого еще не было – театр одновременно выпускает премьерные спектакли на двух своих сценах. Однако нет сомнений, что публики хватит на обе, и она будет разная. На Исторической сцене – опера, на Новой сцене – балет.
Строго говоря, балет премьерой не является: это возобновление спектакля, который шел давно – почти десять лет назад. Поэтому его можно с уверенностью рекомендовать зрителю: тогда публика записала его в актив побед Большого. Старинная «Коппелия» на утонченную музыку Лео Делиба – это балет Мариуса Петипа, тщательно восстановленный по сохранившимся записям выдающимся хореографом-реставратором из Петербурга Сергеем Вихаревым. Нынешнее возобновление «Коппелии» готовил он же – но безвременная смерть помешала ему довести работу до конца. Роскошные живописные декорации восстановил специалист по балетам XIX века – петербургский сценограф Борис Каминский. Архивные исследования возглавил маститый историк, критик и куратор балетных проектов Павел Гершензон. Чего не знает даже он – кто именно из длинного списка исполнителей будет танцевать премьерные спектакли, но в Большом театре всегда так. Премьерный блок продлится по 22 апреля.
В тот же час на Исторической сцене дадут премьеру оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад».
На постановку приглашен опытный итальянский режиссер Давиде Ливерморе и его соотечественник, дирижер Джакомо Сагрипанти, который уже работал в Большом – управлял оперой «Дон Карлос» того же Верди. Результат, конечно, предсказать невозможно, но скорее всего это будет не радикальный, а в меру традиционный спектакль с хорошими голосами, частично приглашенными из Европы, – хотя, в отличие от «Коппелии», на «Бал-маскарад» за месяц до премьеры нет даже длинного списка. В любом случае шедевр Верди – это то, чего настоящий операман не пропустит. Премьерный блок – 20–26 апреля.
Кто не боится подземелий, давно знает современный по техническому устройству и привлекательный по акустике Бетховенский зал Большого театра, расположенный ниже уровня Театральной площади. У того, кто интересуется редким репертуаром и новыми именами, есть еще одна причина уважать это место – именно здесь регулярно выступают стажеры Молодежной оперной программы Большого театра, которой руководит профессор Дмитрий Вдовин. На этот раз он поручил воспитанникам выучить мало кому известные романсы советских композиторов. А что? Это тоже стиль, которым должен владеть универсальный артист. И разве не интересно услышать, как поет «Русалка» Константина Бальмонта, положенная на музыку Рейнгольдом Глиэром? Или «Наяда» Евгения Боратынского с вокальной строчкой Николая Мясковского? Того, кто будет разочарован, утешит хорошая порция сонетов Шекспира, превращенная в советскую вокальную лирику Дмитрием Кабалевским.