Венская опера показала «Евгения Онегина» Чайковского в постановке Дмитрия Чернякова (режиссера и сценографа), тот спектакль, что был поставлен в 2006 году в Большом театре. Но премьера для Австрии, она приютила постановку, которую у нас по разным причинам убрали с афиши. Сейчас главная интрига – не устарел ли спектакль, который в момент премьеры вызвал в России громкий околооперный скандал, круче которого был только шум по поводу «Детей Розенталя». Сегодня скандал трудно представить: «Онегин» кажется почти классическим, по сравнению со многими современными постановками.
Для оперы пятнадцатилетие сценической жизни – большой срок, многие постановки его не выдерживают. К тому же часть певцов – иностранцы, значит, русский язык будет проблемным, и еще, как быть с актерским переживанием русской ментальности? В итоге так и было – с языком, но это оказалось не так уж важно. Вопреки всем инновациям в мировой режиссуре опер с 2006 года, постановка не устарела. За счет цельности высказывания о переплетении людских судеб и одновременно – режиссерской проработке, эту цельность создающей. И, главное, я снова убедилась, как неправы те, кто прежде считал спектакль антимузыкальным. Да он с Петром Ильичом живет на одной волне. Это лирические сцены в чистом виде. Вы, кстати, можете увидеть, если знаете оригинал, рефлексию на легендарного «Онегина» в постановке Станиславского (есть скрытые и явные цитаты), но главное, у Чернякова, как и у Константина Сергеевича, внешние действия обусловлены задачами «внутреннего действия».
Подробно спектакль описывать не нужно, все его видели, и московская версия черняковского «Онегина» есть в сети. Но стоит отметить ряд формообразующих моментов.
В какую эпоху происходит несчастье героев, в каком веке, давно или, может, ближе к нашим дням – неважно. Важно, что это не про прошлое, не про уроки литературы, а про нас. Говоря об этом «Онегине», упоминают чеховские настроения. Они и чеховские, и пушкинские, и немного лермонтовские, и гончаровские, и бунинские… Есть все, при том что нет ничего хронологически-конкретного. Зато царит универсальность и отсутствие прямой злобы дня. И скрупулезная работа с психологическими нюансами, снайперски точно выстроенные мизансцены, игра деталей. Они решают все. Стоит следить за тем, как вздымаются от сквозняка занавески, зачем музыкальная патетика то и дело уходит в поведенческий стопор, как одинока чашка чая на столе, куда мимо сумрачной Татьяны пробегают веселые горничные, в какой момент хор за окном поет про девиц-красавиц, почему тот или иной персонаж входит или выходит именно в эту, а не в ту дверь, и как протягивается по сцене уникальный свет (его выстроил Глеб Фильштинский).
То же – у толпы (провинциальное застолье у Лариных и великосветский бал, у Чернякова – парадный ужин). Толпа – это в один момент трогательный, уютный мирок («крестьянские» песни у режиссера отданы гостям Лариной, подобно тому, как сегодня за столом поют псевдонародную «Калинку-малинку»), но в другой момент эти люди – злобные сплетники, жадные искатели чужих скандалов и равнодушные наблюдатели трагедий. Все это любопытнейше показано в мимике и жесте, так что хочется следить за каждым участником массовки (поет, и прекрасно, Словацкий филармонический хор).
Дивно используется большой стол, который есть во всех картинах. Стол – точка схода, но и точка разброда, исток центростремительного и центробежного. Когда люди не могут понять друг друга, они у Чернякова находятся в противоположных концах стола. Татьяна в начале спектакля сидит как бы вместе со всеми, но не совсем – ее стул немного отодвинут. В этой «мелочи» сказано все о самоощущении и ее месте в семье. И помню, как пятнадцать лет назад восхищалась режиссерским приемом – он обыграл в последнем акте то, чему нас учили в школе: Онегин – «лишний человек». Когда он попал с корабля на бал, пытается найти место за столом и не может – все занято, пришельца не признают, и хрестоматийная фраза про лишнего человека становится живой и актуальной, неоднозначной, почти трагикомической, полной экзистенции. А Ленский поет свою арию, неподвижно сидя на стуле, в то время как вокруг суетятся слуги, убирая со стола остатки пира, и Ольга, не обращая на жениха внимания, ищет на полу потерянную сережку. Невпопад.
Есть ощущение, что главных героев объединяет именно это слово – «невпопад». Примеров тому – масса. Да сама «дуэль», которой нет, а есть нелепая случайность. Все персонажи у Чернякова слегка карикатурны, потому что уязвимы. Онегин – байронист, Ольга – стерва, Татьяна – почти аутистка, Ленский – как вечный студент Петя Трофимов. Все закрывают лицо руками, когда не удается быть понятым. Все пьют волшебный яд желаний. И ко всем относятся реплики «привычка свыше нам дана», как и «счастье было так возможно, так близко». Единственное совпадение – в конце третьей картины, когда непонятая Татьяна обнимает непонятого Ленского как брата. Но это так, порыв доброго сердца. Это щемит нашу душу, но ничего в общей потерянности не изменит.
На стыке разнородных моментов рождается кризис перманентного несовпадения. Узнаваемый до дрожи. Вечно актуальный. Кто через такое не проходил, так или иначе? И кто не был при этом смешон или жалок? Помню, как я сказала режиссеру, которого в 2006 году обвиняли в очередном бездушном искажении классики с целью прославиться: «Что за чушь, вам же всех персонажей очень жалко, ну, кроме Ольги». Режиссер посмотрел на меня задумчиво и ответил: «Мне и Ольгу очень жалко». Так житейская история у Чернякова становится притчей, где эмоциональные вибрации просто фантастические. Через гротескный показ растрепанных душ возникает удивительно деликатный спектакль, лирическая магия которого несомненна. Этот режиссерский парадокс войдет в историю оперы.
Австралийская певица Николь Кар (Татьяна) ранее пела эту партию в шести спектаклях, так что ей не привыкать. Кар, влетевшая в премьерный спектакль по замене заболевшей коллеги, не так активно педалирует нервозность Татьяны, как ее предшественницы в Москве (Татьяна Моногарова и Асмик Григорян). Но она хороша в сцене письма и в момент признания Онегина, когда княгиня Гремина хочет над ухажером посмеяться, из мести и гордости, но не получается, и мы снова на короткое время видим суть под маской: растерянную деву из глуши степных селений.
Ольга (Анна Горячёва, солистка Цюрихской оперы и Большого театра) демонстрирует силу жесткого характера силой могучего меццо, словно пригвождающего окружающих к месту. Онегин (певец из Тироля Андре Шуэн)почти невозмутим в начале, раздражен в середине и обескуражен в конце. Эти разные состояния мало влияют на его глубокий баритон. Кажется, что ровность пения – спасительный способ сохранить подобие душевного равновесия эгоистичному неудачнику Онегину. У Гремина (международный бас Дмитрий Иващенко) в его арии выражается холодная вежливость, она же – маскировка ненависти к Онегину, мучающему любимую жену князя. (У Чернякова Гремин все знает.) Ларина (Хелен Шнейдерман) и няня (Лариса Дядькова) – обе комичны и обе трагичны в понимании, что все в прошлом. В общем, прекрасный кастинг.
И Ленский (Богдан Волков), жалкий и величественный, шут гороховый (он у Чернякова поет куплеты Трике, топя ревность в клоунаде) и великий романтик, автор предсмертного стихотворения «Куда, куда вы удалились» и раб своей искренности, которая, как и стихи, не нужна никому, начиная с его невесты. Кажется, это лучший по степени убедительности персонаж спектакля. Про вокал нет нужды говорить: Черняков не зря Волкова снова и снова приглашает.
Наконец, дирижер Томаш Ганус. Вот тут вспомнился Александр Ведерников, первый дирижер «Онегина» в Москве. Тогда я впервые расслышала, что эта музыка Чайковского не сентиментальная, как мне раньше казалось, а исповедальная. Следовательно, она должна быть разной, в зависимости от того, какая исповедь длится в эту минуту. Но, кажется, Ганус подобным не озаботился. И оттого оркестр часто казался просто фоном, способным корректно подать певцов, но не прозвучать самодостаточно, с каким-то раскрытием музыкальных смыслов.
…Я согласна с оценкой европейского рецензента венского спектакля: «“И я увидела, что в жизни нет героев” –поет Хелен Шнейдерман в партии Лариной в начале оперы. <…> Вчера в Венской государственной опере вы каким-то образом были частью главной сцены этой антигеройской эпопеи». Героев в опере Чайковского и правда нет. И у Чернякова нет. Есть просто люди. Это спектакль об амбивалентной сути человека, когда у каждого свой невроз и свое эго, и потому в любви нет правых и виноватых. О том, что палач в любой момент может стать жертвой, и наоборот, а ситуация вернется бумерангом. О могущественной власти «подводных течений» души, когда говоришь одно, а внутри переживаешь другое, и не дано предугадать, как наше слово отзовется. О том, как прав был Ницше, когда говорил: «Можно закрыть глаза на то, что видишь. Но нельзя закрыть сердце на то, что чувствуешь».
Остается сожалеть, что у нас в Большом больше нет этой постановки. Венская же опера получила один из лучших музыкальных спектаклей наших дней.