«Хочу, чтобы больше людей прочли эту книгу. Особенно те, кто не видел Майю Плисецкую на сцене, танцующей», – написал в предисловии ее супруг, ангел-хранитель, композитор Родион Щедрин.
Выдержать столько переизданий с момента создания в 1993 году – это, конечно, свидетельство безусловного успеха книги и ее автора, чья личность, виражи судьбы и творчество по-прежнему интересны. Сам Родион Константинович, находящийся с момента объявления пандемии за границей, не смог пока прорвать кордоны и дистанционно руководил подготовкой всех юбилейных событий, развернувшихся в Москве и Петербурге.
Конечно, его очень ждали и надеялись на пресс-конференции услышать рассказы и воспоминания о Майе Михайловне «из первых уст». Но сам Родион Константинович в разговоре признался: «Я все написал в предисловии к книге. В первый раз за эти пять лет с момента ее ухода, осмелев, разрешил себе предуведомить книгу моим личным объяснением и рассказом, какой была Майя Михайловна не только на сцене, но в течение 57 лет нашей совместной безоблачной (я подчеркну!) и счастливой, даже очень счастливой жизни. Признаюсь, что мне до сих пор больно и тяжело говорить и думать о ней в прошедшем времени».
Так какой же была великая Плисецкая, увиденная влюбленными глазами? «В ней был природный магнетизм, элегантность, внутреннее величие. До последних дней своей земной жизни она всегда оставалась Женщиной! Привлекательной, притягательной, пленительной Женщиной… В ней и на сцене, и в жизни присутствовала магия притяжения. В любой стране, когда она появлялась в театре, в ресторане, захудалой “кафешке” люди прекращали трапезу и впивались в ее графичный библейский профиль, статную стройную фигуру. Даже если одежда на ней была обыденная, дорожная. Что это было? Природа. Природный магнетизм. А уж фирменная одежда ладилась к ней так торжественно, броско, празднично, роскошно. Не зря Пьер Карден и Коко Шанель в шутку зазывали ее в свои бутики манекенщицей».
Благодаря поддержке «Сбера» роскошное издание было вручено не только всем присутствующим на пресс-конференции, но и зрителям, пришедшим на гала-концерт на следующий день. С полиграфической точки зрения это достойная дизайнерская работа, выполненная челябинским издательством «Авто Граф». Изюминка книги – это новые эксклюзивные фото, никогда ранее не издававшиеся, в том числе сделанные в последние годы «с мобильника». Если честно, то стоит поаплодировать качеству фотообработки: разницы с цифровыми профессиональными изображениями фактически никакой нет.
Тираж выпущен в двух вариантах – с твердой «подарочной» обложкой (как любят в России – «дорого-богато») и демократичной «мягкой», но не менее праздничной. «Это специальная технология, разработанная немецким издательством Schott: хотя она и глянцевая, но на ней не остается следов от пальцев. И, кстати, она будет весить на два кило меньше», – аргументировал преимущества второго варианта Щедрин.
Известно, что великая балерина могла хлестко и афористично парировать неприятного собеседника: таких эпизодов ею в книге описано немало. «Одно время я даже завел маленькую книжицу для записи хлестких реплик, – вспоминает в предисловии Щедрин. – Но бесконечные наши разъезды, переезды затеряли эту книжицу. Может, где она еще и отлеживается, затаившись. Майя любила юмор, ценила его. Очень выразительно, красиво смеялась… Говорят, что по смеху можно определить характер, суть человека. Если это так, то Майя Плисецкая была человеком светлым, добрым, отзывчивым».
Но и сам Щедрин частенько говорит «крылатыми фразами» (это у них, вероятно, семейное). Одно его выражение процитировал Андрис Лиепа, «державший оборону» перед журналистами: «Матч состоится при любой погоде», – так метафорично выразился Щедрин, готовя дистанционно программу юбилейного вечера.
«Я вспоминаю, что когда в 1993 году в октябре был путч, то эти события совпали с празднованием 50-летия творческой деятельности Майи на сцене Большого, – поделился он в телефонном разговоре. – Она посвятила в своей книге этой истории целую главу, назвав ее “Комендантский час”. Там описывается, как ей пришлось пробираться через заграждения по Большой Дмитровке, – там, где сейчас установлен ей памятник и разбит сквер ее имени, – чтобы просто попасть в Большой театр. А сейчас возникло новое препятствие – в виде пандемии. Так что ей приходится все время преодолевать барьеры, с тем чтобы отметить, зафиксировать и отпраздновать свое присутствие в Большом театре».
Провидение оказалось благосклонным: несмотря на бесконечные замены, возникающие технические вопросы, авралы и цейтноты концерт состоялся и оставил восхитительное послевкусие от красоты и магии искусства.
Многие задавались и задаются сакраментальным вопросом: как два столь известных, великих в своих профессиях человека, как Плисецкая и Щедрин, уживались в быту, как им удалось искренне радоваться успехам друг друга, не «делить» пальму первенства и доминирования, а гармонично дополнять и вдохновляться друг другом? В книге Родион Константинович трогательно написал: «На вопрос о секрете долголетия нашего брака Майя обычно отвечала: “Мы просто любим друг друга”… А может, любовь – это чувство, которое охватывает тебя, когда физиологическая тяга двух тел начинает утихать, успокаиваться. И на смену ей приходит затопляющий тебя океан Нежности, Заботливости, Беспокойства друг о друге? Когда каждый жест, движение, интонация умиляют тебя, теплят душу? И ты любуешься, наслаждаешься ими?.. “Тайна сия велика есть”, как сказано в Библии. Для меня Майя была полыхающей Жар-Птицей, залетевшей к нам из иного мироздания».
Наверное, лучше и не скажешь…