С 1 по 8 декабря 2020 года в Москве планируется проведение XXI Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». По результатам предварительного отбора в очный первый тур прошло 48 участников из 23 стран мира и 12 городов России. Мы попросили прокомментировать, как будет проходить состязание в условиях пандемии, Председателя Попечительского совета «Щелкунчика» Ирину Никитину Хефлигер – Президента Фонда «Музыкальный Олимп», автора и ведущую программы «Энигма» на телеканале «Россия – Культура».
Быть может, к началу декабря возникнут новые условия, и нам придется придумывать экспериментальные форматы. Например, я с восхищением смотрела, как поставили оперу «Борис Годунов» Мусоргского в Цюрихе: там оркестр играл в репетиционном помещении в другом здании, и по проводам звук транслировался в оперный театр, где на сцене пели певцы. У зрителей было ощущение полноценного спектакля, с живой энергетикой, которая ни в какой записи не передается. Естественно, нужны большие инвестиции в технику, но это все реально.
Что касается географии участников, то, конечно, в этот раз она значительно сузилась. Существенно меньше заявок из азиатских стран, из Европы, совсем нет из Америки. Конкурс ведь за последние годы наработал серьезную репутацию, и мы ожидали еще большего наплыва иностранцев. Но при таком ограничении авиасообщения многие просто не смогут к нам приехать. Лишь самые отчаянные будут стараться добраться. Надеюсь, что на уровне и качестве игры конкурсантов это не скажется.
Если говорить о жюри, то появились такие имена, как Никита Борисоглебский, Александр Рудин, которым я очень рада. Ведь раньше у них из-за интенсивных гастролей не хватало времени, а теперь нам повезло. Но в то же время Елена Башкирова приехать не сможет: в Германии ей бы пришлось по возвращении сидеть на карантине две недели, что для нее неприемлемо.
График конкурса сохраняется, но, возможно, мы будем проводить прослушивания не в Гнесинской десятилетке, так как указом мэра Москвы доступ в школы сейчас ограничен, а переместимся в студию на Шаболовке. Мы в принципе интенсивно думаем о запасных ходах, чтобы ухудшение эпидемиологической обстановки не застало нас врасплох, и нам бы пришлось все отменять. Мне по-человечески больше всего будет жалко детей и обидно за зрителей. Все-таки состязание существует 21 год, у него есть своя аудитория, болельщики, которые ждут встречи с юными дарованиями.
Хочу добавить, что этот год наглядно показал, как своевременно и особенно важно для музыкальной культуры располагать таким телевизионным форматом. Он оказался невероятно актуальным и необходимым. В условиях повсеместной отмены концертов и конкурсов во всем мире, международный телевизионный конкурс «Щелкунчик» занял место не просто важного, достойного культурного события, он стал полноценной концертной площадкой для огромной аудитории, одним из главных музыкальных событий года для многих юных музыкантов, педагогов и просто любителей музыки. Как замечательно, что в России существует телеканал «Россия – Культура» с такими давними добрыми традициями и бережным отношением к будущему Музыки.