В проекте Fragments («Фрагменты») musicAeterna и Теодор Курентзис представляют серию знаковых оперных сцен, записанных в домашней резиденции musicAeterna — Доме Радио в Санкт-Петербурге — во время локдауна. Со свойственным им перфекционизмом и самоотверженностью музыканты посвятили многие часы студийной работе, чтобы передать ту выразительность, которая заложена в исполняемых шедеврах.
Каждая сцена получит свое визуальное воплощение. Различные режиссеры создадут видеофильмы, отражающие музыкальную концепцию произведения. Над первой записью цикла musicAeterna работала совместно с командой видеохудожников из Санкт-Петербурга NOIR films, специализирующихся на создании экспериментального кино и видео-арта. Фрагменты «Травиаты» выйдут в прокат 4 декабря. Следующие записи будут представлены в течение 2021 года.
Опера — один из самых мощных по силе воздействия на публику музыкальных жанров и в то же время один из самых уязвимых. Сцены большинства оперных домов мира сейчас пустуют. Но пандемия только подчеркнула ту хрупкость, которая всегда была свойственна этому жанру, зависящему от большого количества людей и обстоятельств.
Теодор Курентзис, художественный руководитель musicAeterna: «Это проект, о котором я мечтал долгое время… создавать оперы, когда достаточно времени, чтобы делать именно ту музыку, которую я хочу. Чтобы заботиться только об истинной сути произведения, а не о том, как лихорадочно сделать его за три дня. Так что мы ухватились за эту возможность и решили творчески использовать этот сложный период времени, который мы сейчас переживаем… когда оперные дома закрыты. Кажется, что сейчас подходящее время, чтобы найти такой подход к созданию музыки, который позволит добраться до внутренней сути музыкального текста. Этот проект — подборка фрагментов, сцен из различных опер. Мы ставили перед собой цель восстановить утраченную красоту, обилие ароматов и красок, которые были принесены в жертву мейнстриму и музыкальной индустрии».
Первой записью цикла стали фрагменты «Травиаты» Джузеппе Верди. MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса записали прелюдию к третьему акту и знаменитую арию Виолетты «Addio delpassato bei sogni ridenti». Арию исполнила Надежда Павлова, российская сопрано, ставшая известной на международном уровне после исполнения партии Виолетты в совместной постановке Роберта Уилсона и Теодора Курентзиса в 2016 году и после этого неоднократно выступавшая на крупнейших оперных сценах, включая Большой театр России, Эльбскую филармонию, Люцернский фестиваль. Критики отмечают «красоту вокала и яркость примадонны» (Der Standard), «мощный, безупречный голос» (Wanderer), а ведущая швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung подчеркивает ее «обширную тесситуру». Партии Аннины и Доктора исполнили солисты хора musicAeterna Юлия Сайфульмулюкова и Виктор Шаповалов.
В рамках эксклюзивного сотрудничества с Sony Classical Теодор Курентзис и musicAeterna уже записали все оперы Моцарта — Да Понте, Шестую симфонию Чайковского, его же Концерт для скрипки с оркестром (с Патрицией Копачинской), Шестую симфонию Малера и «Весну священную» Стравинского, а также «Королеву индейцев» Пёрселла, поставленную совместно с Питером Селларсом и Королевским театром Мадрида. Запись Пятой симфонии Бетховена, выпущенная весной 2020 года, стала вкладом в празднование 250-летия со дня рождения композитора. Издание Welt am Sonntag объявило ее «Пятой для XXI века», а The Times — «одним из тех мятежных высказываний, которые срывают заскорузлую привычку, чтобы заново открыть революционную мощь, заложенную в знаменитой партитуре». На очереди запись Седьмой симфонии Бетховена, которая выйдет в 2021 году.