В конце ноября в Москве в пространстве «Люмьер-Холл», которое находится на территории дизайн-завода «Флакон», состоялась премьера оперы «Апноэ». Ее создателями стали Алина Подзорова (композитор) и Гульнара Сапаргалиева (автор либретто), а осуществила интересную по дизайну постановку режиссер Екатерина Василёва. Всех этих личностей объединила «под одной крышей» лаборатория современной оперы «КоОРЕRАция».
Опера впечатляет еще в самом начале одним своим названием: «апноэ» с греческого переводится как «остановка дыхания», поэтому интрига очевидна уже на таком уровне. Далее слушатели погружаются в сферу этой бестелесной музыки, которая на протяжении всей оперы сохраняет характер инобытия и некой секретности. Сюжет оперы завязан на трех историях отчаявшихся людей, которые пытаются убежать от разочарования в реальной жизни и любви на дно моря. Туда их завлекает Русалка словами о том, что здесь, в ее царстве, никто не будет испытывать боль. Каждый герой по-своему проходит проверку на прочность, неся за собой в глубь морскую незалеченные раны, психологические травмы. Пребывание в царстве мертвых становится для персонажей своего рода аналогом сеанса психоанализа: каждый делает определенные выводы, меняет свои взгляды на жизнь и людей или же беспрекословно, по своей воле, отдается морю, навсегда покинув мир живых.
Все перипетии происходят вокруг разочарованной в любви героини – Исидоры (в исполнении Екатерины Бакановой), которая увлекается дайвингом и погружается в море на рекордные для нее двадцать минут. В процессе погружения она чувствует сильную нехватку кислорода, что вызывает в ее сознании определенные галлюцинации. И все те сюжеты, которые проносятся в ее мозгу, каким-то образом начинают влиять и на нее саму, из-за чего Исидора отказывается от предложения Русалки остаться с ней (то есть просто сдаться и покончить с жизнью). Можно сказать, что ее физическое погружение в самые темные и загадочные глубины сопоставляется с ее ментальным, психологическим погружением в подсознание и бессознательное. И на фоне этого специфичного путешествия внутрь своей сущности ей открываются разные истории и разные судьбы, объединенные общим настроением разочарования в жизни.
Музыка оперы, несмотря на ее «плавучесть», внутри которой не разбираются структурные грани, имеет твердую пентатоническую основу, а также речитативный характер в партии солистов; эти элементы очень интересно реализовываются на страницах партитуры. Самобытность партитуры филигранно преподносят участники ансамбля «Галерея актуальной музыки» под чутким руководством Олега Пайбердина. Кроме того, особую неземную атмосферу создает квартет девушек театра голоса «Ла Гол», художественным руководителем которого является Наталия Пшеничникова.
Очень яркими показались в постановке определенные персонажи и их реализация. Например, звонким и кристальным тембром покорила Анна Холмовская, исполнившая партию Русалки. Она не только виртуозно преподнесла свою партию, но и мастерски раскрыла своего неоднозначного персонажа, о прошлом которого мы впоследствии узнаем некоторые подробности. Вместе с тем очень интересным и глубоким показался образ Одина (некогда возлюбленного Исидоры) в исполнении Даниила Шапошника. Герой, без своей на то воли, оказывается на дне моря и видит покинутых им некогда женщин; в процессе мы узнаем, что еще в детстве мать бросила его одного, и с тех пор Один не может полностью довериться ни одной женщине, из-за чего и сам бросает их систематически, тем самым отражая свою боль на других людей. Но самое главное, что узнает Один, – это то, что именно Русалка оказывается его матерью, которая променяла реальный мир на иллюзорное существование. Тут невольно всплывает мысль о том, что авторы оперы не могли обойти стороной психоанализ, а конкретнее – его главного представителя и основателя – Зигмунда Фрейда. Наверное, в рамках какой-либо исследовательской работы было бы интересно подробнее описать точки соприкосновения учения австрийского психолога и идей оперы.
Еще одним ярким моментом оперы стала сюжетная линия, связанная с Минори – старой женщиной (Светлана Злобина), собирательницей жемчуга, которая в последний раз совершает погружение на дно моря, чтобы окончательно воссоединиться с возлюбленным Кэзуки, трагически погибшим в молодые годы. Сцену с Минори и Кэзуки можно назвать лирическим центром всей оперы: Анна Половинкина и Константин Самойлов произвели яркий эффект своим чувственным исполнением, вызвав этим особый отклик у зрителей.
В этом сказочном сюжете не для детей многое может показаться странным и необычным; однако есть в нем объединяющая идея, которую вполне можно назвать оптимистичной, – это идея выбора жизни, предпочтение реальности иллюзиям. Но все же это не коснулось одного персонажа – Минори. В пожилом возрасте она выбирает мир мечтаний, где она и ее возлюбленный молоды, счастливы и прекрасны.