Четыре месяца назад главным балетмейстером Астраханского театра оперы и балета был назначен Дмитрий Гуданов – и в начале декабря театр позвал публику и критиков взглянуть на первые результаты его работы и оценить масштаб планов его команды.
Ситуация бывшему премьеру Большого театра досталась непростая: дело не только в том, что Астрахань – один из немногих значимых городов страны, где театр оперы и балета появился лишь в XXI веке, но и в том, что предшественник Гуданова, хореограф Константин Уральский, ставший первым балетным руководителем в Астрахани, выстраивал репертуар как репертуар сугубо авторской труппы. Поклонникам его дарования это нравилось, сторонников более академичных танцев раздражало, но факт есть факт: из спектаклей наследия, привычно составляющих основу репертуара любой российской труппы (и работающих на поддержание качества этой труппы) в афише присутствуют лишь «Лебединое озеро», «Жизель» и «Дон Кихот», и все они отредактированы (иногда всерьез) Уральским, «переписаны» его почерком. Это было приемлемо, когда театр был театром авторским; сейчас, когда заявлена цель интенсивного развития труппы, новому начальнику балета предстоит вести артистов к классическим стандартам качества. Понятно, что от новых людей ждут новых решений – и первое решение, первая идея, предложенная на суд публике, оказалась нетривиальной. Дмитрий Гуданов выбрал в качестве персонажа-знаменосца не Мариуса Петипа или Жюля Перро, к примеру. Он предложил идею балетного фестиваля на волжских берегах, посвященного Ростиславу Захарову.
«Ух ты», – переглянулись критики и историки балета. Смелая идея.
Автор яркого (и по сей день идущего во многих театрах страны) «Бахчисарайского фонтана» и легендарной (но идущей сейчас лишь в Михайловском театре) «Золушки» – одна из значительных фигур советского балета, но фигура своеобразная. Поставив в 27 лет свой самый первый и самый знаменитый балет, он стал не только лидером движения «драмбалета», но затем и главным балетмейстером Большого театра, создателем балетмейстерской кафедры в ГИТИСе и очень влиятельным человеком в советском балетном мире. И все свое влияние, и все свое красноречие он направлял на борьбу с теми сочинителями, кто искал какую-то иную дорогу в творчестве, кроме драмбалетной. Отечественным авторам доставалось с разной степенью интенсивности; Баланчина он презирал и втаптывал под плинтус. Выбирая именно Ростислава Захарова (понятно, что на сам выбор повлиял и тот простой факт, что Захаров в Астрахани родился), Гуданов рисковал вызвать всплеск интереса у тех любителей балета, что рвутся в безоговорочное прошлое – и не только балетное. Тем не менее концерт, ставший заявкой фестиваля (что во всей силе своей развернется осенью 2022 года), сразу же четко дал понять: «вечно вчерашних» здесь не ждут. Речь о будущем.
Будущее это берет из прошлого то, что ценно. Давно отгремели битвы драмбалета и балета симфонического и в репертуаре ведущих балетных театров соседствуют самые разные авторы. И из XXI века мы можем посмотреть на авторов драмбалетов как на создателей прежде всего очень качественных, эффектных, театральных спектаклей. Их грехи и их идеологические монологи остались в прошлом; а после большой волны интереса к сочинениям бессюжетным публика вновь хочет , чтобы на сцене ей рассказывали истории.
И программа концерта объединила многих рассказчиков советских лет – и «драмбалетных», и «симфонических», и попавших меж жерновов, как Леонид Якобсон, и работавших практически без отклонений от лекал Мариуса Петипа – как Петр Гусев. То есть стало очевидно, что курс Астрахани – не по жесткому учебнику «Искусство балетмейстера», а по широкой дороге сюжетного балета, который уважали и уважают во всех балетных странах.
Концерт, созданный совместными усилиями Дмитрия Гуданова и режиссера Олега Попкова, предложил не просто перечень номеров, но осознанно выстроенную картину развития советского сюжетного балета. Номера вступали друг с другом в диалог – а приглашенные звезды из Большого, Мариинского, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и Театра имени Леонида Якобсона соседствовали с местными солистами, специально подготовившими к вечеру новый репертуар. Конечно, труднейшие тексты проходили небезупречно – но было видно, как буквально на лету впитывают мастерство астраханские артисты. В па де де из балета «Талисман», сочиненном Петром Гусевым по мотивам Мариуса Петипа, изящная Харука Номура стала правильно-хрупкой Нирити, а Николай Выломов лихо прорезал пространство в роли Бога Ветра; Айгуль и Артур Альмухаметовы станцевали наполненный рискованными поддержками «Вальс Машковского», поставленный Василием Вайноненом, с тем бесстрашием, что роднило артистов и первых советских летчиков.
Выступления приезжих звезд превратились в мастер-класс по сюжетному танцу: Евгения Образцова и Михаил Лобухин станцевали, сыграли, прожили «сцену у балкона» из «Ромео и Джульетты» Сергея Прокофьева в постановке Леонида Лавровского как психологическую поэму, Мария Александрова выплеснула в вариации из «Лауренсии» Александра Крейна в постановке Вахтанга Чабукиани всю силу своей героини и всю ее полетную гордость, а Анастасия Лименько и Сергей Мануйлов в дуэте из «Эсмеральды», поставленной Владимиром Бурмейстером (где он использовал музыку и Цезаря Пуни, и Рейнгольда Глиэра и Сергея Василенко) точно проговорили историю благороднорожденного Феба и вольной цыганки. Особенный «обмен мнениями» произошел на материале вдохновившей Арама Хачатуряна легенды о восставшем римском рабе: Дарья Павленко и Денис Климук исполнили дуэт из «Спартака» в постановке Леонида Якобсона, Евгения Образцова и Михаил Лобухин – в постановке Юрия Григоровича. Во втором дуэте лирика затмевает неизбежность грядущей трагедии, в первом – трагедия грохочет в каждом жесте. Поразительная пластика Дарьи Павленко, по накалу напоминающая экспрессию немого кино, но нигде не «перебарщивающая», превратила этот дуэт в одно из главных событий концерта.
А в финале оркестр театра, ведомый его худруком и главным дирижером Валерием Ворониным, грянул «Время, вперед!» – и трудно было бы выбрать финал удачнее. Тут все -–готовность работать, вера в будущее, память о том, что было великого в прошлом. Теперь остается только держать за астраханцев кулаки и следить за их успехами.