Пульс есть События

Пульс есть

В Малом зале «Зарядья» продолжаются концерты проекта Pulse

Идея исполнить мировые премьеры рядом с важными сочинениями ХХ и ХХI вековпринадлежит оркестру OpensoundOrchestra и его фронтмену Станиславу Малышеву. К концу 2020 года две программы проекта уже сыграли: в лаконичной первой главенствовал культовыйPalimpsest Симеона тен Хольта; разнообразная вторая включала премьеры сочинений российских композиторов.

Композитор Николай Попов в своей новой пьесе «Квадратура круга» при помощи электроники осмысляет природу струнных инструментов. Акустические и электронные звуки в его сочинении не противопоставлены, они словно становятся частью одной звуковой «прерии», где электроника имитирует звучание акустических струнных, но не сливается с ними.Саундспейс пьесы формируют множество микрофонов, благодаря которым разные звуки одновременно пронзают пространство зала в противоположных его концах. Пронзительнее остальных оказалась виолончель – настолько, что на смычке вылетел волос, и пьесу примерно после трех минут исполнения пришлось начать играть заново. Другая издержка инструментального толка повлияла непосредственно на состав сочинения. Вместе со скрипками, альтом, виолончелью и электрогитарой Попов хотел задействовать и препарированный рояль; Малый зал «Зарядья», в котором премьера пьесы изначально и планировалась, к такому оказался не готов.

В отличие от «Квадратуры круга», различить акустическое и электронное звучание в «Мадригале» Алины Подзоровой (для струнных, ударных и электроники) было сложнее, да и не нужно. Свое сочинение композитор назвала воспоминанием о рыцарской эпохе: хрупкое, дрожащее в высоком регистре скрипичное соло выплывало и скрывалось в вяло текущих струнных глиссандо и глухих ударных тремоло, напоминая мираж, далекий, знакомый и всегда недоступный. Сюрреалистическое состояние попыталась воссоздать в сочинении «Техника сна» и Анна Поспелова. Если лежать и не двигаться хотя бы десять минут, то гарантированно засыпаешь – об этом Поспеловой рассказал ее друг. Испробовав технику, композитор решила зафиксировать пограничный момент между реальностью и ирреальностью. Она отозвалась о нем, как о чем-то невыразимом, приятном и неприятном одновременно. Кстати, именно это состояние описывал Андре Бретон в «Манифесте сюрреализма». Но если поэт фиксировал слова, которые возникали в сознании в момент «перехода», то Поспелова репрезентировала свои ощущения музыкой. Пьесу обрамил протяжный, неприятно гудящий струнный звук. Плавая вокруг точного тона, он фальшивил, как фальшивят видения, миксирующие события уходящего дня и наступающих снов.

Как и в первом концерте проекта, половину программы составила неоклассика и минимализм, причем качественно разный: музыканты OpensoundOrchestra не брезгуют исполнением ради самого исполнения. Так, прозвучали пьесы европейских композиторов Йохана Йоханнссона и Вальгира Сигурдссона, Франческо Тристано, Кристиана Ярви и Фолькера Бертельманна (по неизвестным причинам он носит псевдоним «Хаушка»). В завершении концерта русскую и западную части программы объединили «Три пьесы» Глеба Колядина – своего рода аллюзии на хоралы Чайковского и лирические миниатюры Рахманинова, прореженные минималистскими паттернами.

Следующие концерты проекта Pulse состоятся уже в 2021 году.

Станислав Малышев: Исполнение живой музыки в ближайшие лет сто ничто не заменит