JOSQUIN MASSES <br>HERCULES DUX FERRARIE <br>D’UNG AULTRE AMER. FAYSANT REGRETZ <br>THE TALLIS SCHOLARS. PETER PHILLIPS <br>GIMELL Релизы

JOSQUIN MASSES
HERCULES DUX FERRARIE
D’UNG AULTRE AMER. FAYSANT REGRETZ
THE TALLIS SCHOLARS. PETER PHILLIPS
GIMELL

The Tallis Scholars – британский вокальный ансамбль, специализирующийся на духовной музыке a cappella. Под чутким руководством Питера Филлипса музыканты исполняют музыку Палестрины, Таллиса и других композиторов, преимущественно эпохи Возрождения. За долгие годы существования они выпустили свыше девяноста альбомов и заслужили уважение в мире старинной музыки.

Новая работа The Tallis Scholars – завершение масштабного жоскеновского цикла, стартовавшего в 1987 году. Именно тогда коллектив получил премию журнала Gramophone в номинации early music и статус записи года за диск с мессами Pange lingua и La sol fa re mi. Его успех побудил превратить единоразовый проект в многолетнюю эпопею, затрагивающую большую часть творческой жизни ансамбля.

Девятый, заключительный альбом цикла содержит три из восемнадцати месс Жоскена Депре. Контрастные по музыкальному языку, они были исполнены разными составами певцов, что наложило отпечаток на звуковой образ каждой из них. Так, месса Hercules Dux Ferrarie получила некоторый фольклорный оттенок за счет пары певцов, поющих более прямым и плоским звуком. Особенно слышно это в Kyrie. Также у первой мессы оказалась более бедная динамическая палитра, чем у двух других.

Во второй мессе (D’ung aultre amer) особенно ярко удалось воплотить исполнителям жоскеновское противопоставление сольного трепетного голоса, взывающего к Богу, и массы, звучащей объемным звуком и производящей впечатление сверхъестественной силы. В этой мессе оказывается ярко выражена вертикаль, которую музыканты подчеркивают динамическим развитием.

В третьей мессе (Faysant regretz), напротив, преобладает ступенчатое, имитационное изложение. Оно подчеркивает полифоническую основу и выделяет индивидуальные тембровые краски голосов. Звукорежиссеру удалось создать баланс, в котором все партии озвучены ровно в той степени, чтобы быть слышимыми, но при этом не заглушать остальных. Для полифонической музыки качество невероятно важное, и оно становится еще более ценным на фоне многочисленных записей, где один из голосов «кричит», а остальные сливаются в безликую звуковую массу.

К числу негативных моментов относится общее ощущение спешки. Последние четыре релиза из цикла месс Жоскена были выпущены один за другим: будто коллектив поскорее стремился завершить цикл. В некоторых местах чувствуется непродуманность динамики, и иногда создается впечатление, словно музыканты просто пытаются спеть правильные ноты, отделяя их от музыки.

Впрочем, объем работы, проделанной коллективом, не перестает поражать и не делает диск менее ценным. Альбом достойно пополняет перечень записей Жоскена Депре и рекомендуется всем любителям ренессансной полифонии.