Вивальди и Il Giardino Armonico обязаны друг другу многим. Тридцать лет назад именно с Вивальди начиналась дискография коллектива, выпустившего за первые годы более десятка альбомов с его сочинениями. Два диска, один с «Временами года» (1994), другой с ариями в исполнении Чечилии Бартоли (1999), не только прославили ансамбль, но и вызвали новый всплеск интереса к музыке «рыжего священника». Неоднократно обращался к ней Il Giardino Armonico и позже, в уходящем году посвятив Вивальди еще два диска. На одном солистом выступает сам Джованни Антонини с несколькими концертами для блокфлейты, на другом – Патриция Копачинская с тремя скрипичными концертами и еще двумя – для струнных и для четырех скрипок соответственно. К ним добавлены пять пьес-связок, написанных нашими современниками специально для Антонини и Копачинской, и миниатюра Бартока на бис.
Сама идея исполнения современных сочинений барочным оркестром, безусловно, плодотворна; другое дело – насколько органично они будут сочетаться собственно с музыкой барокко. Сама Копачинская говорит об этой программе: «Я, конечно, сильно волновалась – не переперчить бы» – и большим вопросом остается то, насколько это удалось. Первый же номер, Presto из скрипичного концерта «Морская буря», заставляет физически почувствовать, что значит выражение «захватывает дух». Если даже слушателю трудно дышать в таком темпе, каково же исполнителям (на этот вопрос частично отвечает трек Lazzo parlante – дыхательная разминка, будто бы случайно записанная звукооператором). Обозреватель «Граммофона» даже предлагает «оштрафовать их за превышение скорости» и полагает, что на диске следует поместить предупреждение «не для слабонервных». Ему вторит издание MusicWeb International: «Альбому больше подошло бы название “Кто подставил Антонио Вивальди?”».
Сюрпризы связаны не только с темпами – Presto завершает собственная каденция Копачинской: скрежет струнных, шум ветряной машины, крики оркестрантов, как будто перепуганных морской бурей, – и это только первая часть! Впрочем, от Largo захватывает дух уже в привычном смысле – пока piano не достигает такой глубины, что громкость приходится выкручивать на максимум. Первая из пьес-связок, Estroso Аурелиано Каттанео, могла бы звучать диссонансом рядом с Вивальди, но рядом с такой его интерпретацией, напротив, воспринимается как передышка; исполнителям не откажешь в умении играть с ожиданиями слушателя, которого Вивальди может шокировать сильнее, нежели наш современник. Концерт для струнных соль минор без перерыва переходит в пьесу Spiccato il volo для скрипки соло Луки Франческони, а она, в свою очередь, – в Скрипичный концерт до мажор, где моменты невероятной красоты также идут рука об руку с разного рода фокусами.
Вторую половину альбома открывает Incanto XIX Симоне Мовио, где скрипка и блокфлейта ведут неторопливый диалог на фоне потустороннего мерцания струнных; право, эти четыре минуты стоят всего альбома и побуждают немедленно узнать о композиторе как можно больше. Попросту хорош Концерт ми минор для четырех скрипок –особенно их перекличка в Allegro assai. В миниатюре Dilanio Avvinto для блокфлейты и двух скрипок Марко Строппа удивительным образом сохраняет дух музыки Вивальди, не отступая от собственного языка. Меньше удивляет Джованни Соллима, чья пьеса «Могол» служит одновременно передышкой (музыканты как будто разыгрываются) и вступлением к финальному концерту «Великий Могол». Здесь исполнители показывают себя во всей красе: скрипка звучит как электрогитара, барокко – как рок-н-ролл, и даже в медленной части хочется плясать. Как бы ни возмущался строгий слушатель в начале, ему остается лишь развести руками в конце.