TUDOR QUEENS <br>DIANA DAMRAU <br>ANTONIO PAPPANO <br>ORCHESTRA E CORO DELL’ACCADEMIA NAZIONALE DI SANTA CECILIA <br>ERATO Релизы

TUDOR QUEENS
DIANA DAMRAU
ANTONIO PAPPANO
ORCHESTRA E CORO DELL’ACCADEMIA NAZIONALE DI SANTA CECILIA
ERATO

Диана Дамрау записала сцены из тюдоровской трилогии Доницетти – опер «Анна Болейн», «Мария Стюарт» и «Роберто Деверё». Все три главные женские партии предназначаются для высокого и сильного сопрано, имеющего свободный верх и способность к колоратуре. Но оттенки этих требований несколько разнятся: Доницетти писал эту музыку, имея в виду конкретных певиц. Поэтому удачных примеров записи всей трилогии одной певицей не так много.

В сценах из «Анны Болейн» хор Академии Санта-­Чечилия поет почти вразбежку, поражает почти любительской неровностью, хотя и сохраняет чисто итальянскую экспрессию. Диана Дамрау в этой партии пытается дать столько глубины и силы звука, сколько может. Того и требует музыка. Нужная для нее краска найдена удачно (хотя иногда безумие Анны не отличается от гнева Царицы Ночи), но из-за искусственного затемнения голоса на сложных пассажах в знаменитой арии Coppia iniqua звук выпадает из позиции, в него примешиваются посторонние отзвуки и обертоны. Эта запись показывает, что Диана Дамрау все еще способна на колоратуру, голос сохраняет гибкость и красоту тембра, но также и то, что проблемы с верхом достаточно очевидны: после «ля» второй октавы голос сужается, звучит натужно, на форте иногда появляется легкая качка. Он потерял ноты выше «ре» третьей октавы и уже не звучит с той упоительной свободой, которую ждут наверху от высоких сопрано. К тому же партия сама по себе очевидно тяжела для ее голоса и звучит так, будто бы Дамрау в ней подходит к пределу своих возможностей.

Партии Марии Стюарт и Елизаветы I были исполнены гораздо более удачно. В ариях, большая часть которых приходится на середину голоса, есть возможность показать теплоту тембра, владение оттенками, музыкальность, впечатляющее дыхание и умение строить фразу со скульптурной выразительностью. Партия Марии Стюарт виртуозна, но не сверх, высокие ноты в Di un cor che muore написаны удобно, а скачки на сексту будто взяты из сборников вокальных упражнений начала XIX века. Елизавета I из «Роберто Деверё» ­чем-то напоминает моцартовскую Фьордилиджи: требования к типу, диапазону и гибкости голоса достаточно схожи, хотя плотность звука романтического оркестра подразумевает несколько большую силу голоса. Здесь можно услышать полнокровные нижние ноты, красивый тембр на середине, и, хотя последнее верхнее «ре» звучит облегченно, почти фальцетом, в целом Дамрау здесь демонстрирует впечатляющие верха, которые в финале звучат ясно и яростно. Немецкая школа при исполнении итальянского репертуара в том варианте, в котором ей владеет Дамрау, несколько напоминает пение 1960–1970-х, когда в моде был собранный на середине звук и несколько овертикаленные верха. Итальянский не везде звучит без акцента, но акцент этот трудно определить на слух.

Некогда звонкий и ясный голос Дианы Дамрау, не знающий трудностей переходных нот и обладающий беспредельным верхом, не сказать чтобы пришел в упадок, но уже меняет свои особенности. Дело не только в возрасте, но и в неудачном выборе репертуара, который хоть и увеличил славу певицы, но сказался на голосе. Дамрау была блестящей Виолеттой, но для артистической достоверности ей пришлось затемнить тембр и укрупнить звук, что истратило его далеко не бесконечный ресурс. Поэтому она записывает высокие колоратурные партии, пока еще может исполнить их на хорошем, достойном уровне. На таком, который подходит ее артистизму и душе художника.