Большой концертный зал имени С.Сайдашева погрузился в полумрак: кружочки света от лампочек на пультах и блики игрушек на большой елке на сцене создали атмосферу интимной доверительности. Легкомысленному веселью, которого можно было бы ожидать в канун Нового года, Александр Сладковский предпочел философские раздумья, сыграв на бис безумно печальный квартет «Хризантемы» Пуччини, написанный ровно 130 лет назад. За кулисами дирижер признался, что «подслушал» эту музыку месяц назад у оркестра Баварского радио, когда тот отмечал годовщину смерти Мариса Янсонса. Повод скорбный, но и мы сейчас провожаем 2020 год, который вверг нас в такую горестную пучину, что перспективы выбраться из нее остаются туманными.
Слушатели покидали зал «со слезами на глазах» – настолько сильным оказался внутренний резонанс от «общения» с серьезной академической музыкой – и делились между собой впечатлениями и надеждами, что новый год принесет регулярные встречи с любимым Госоркестром Республики Татарстан. Пока коллектив «сидел дома» почти четыре месяца, чтобы оберечь себя, но все же вышел, чтобы не отменять возможность музыкальной встречи с Денисом Мацуевым.
С этим пианистом связано многое в карьере ГСО РТ: первые концерты на Байкале, когда Александр Сладковский только заступил на место художественного руководителя и главного дирижера. Я помню отчетливо, сколько было тогда рвения, старания и стремления достичь планки, которая в тот момент еще была высоковата. Но дружеское доверие стало важнейшей мотивацией и помогло оркестру быстро брать все новые рубежи. Много было знаковых совместных выступлений: в Большом театре, на Красной площади, записи для Mezzo, концерт в венском Музикферайне… Даже не перечислишь всех событий на этом пути. И нынешний фестиваль также стал своего рода экзаменом на прочность, который музыканты прошли на твердое «отлично».
В этом сезоне в репертуар Дениса Мацуева вошел Второй концерт Шопена. Как говорит пианист, он подбирался к нему давно, но ждал, чтобы душа сама потянулась к этой музыке. И вот момент наступил – быть может, именно пандемия, ситуация переоценки жизненных критериев стали катализатором. Интерпретация Второго концерта показала, что у Дениса Мацуева все в порядке с самооценкой, и если уж он за что-то берется, то делает наверняка, по высшему разряду. Шопенистов узнают прежде всего по особой красивости звука, умению выстроить фразы на «длинном дыхании» и, конечно, искусству легато. Все это было продемонстрировано им во второй части Концерта, об исполнении которой можно сказать одним словом: волшебное. Певучая кантилена и абсолютная ровность туше действовали гипнотически – именно так, как и должно быть у Шопена, когда звук как таковой становится выше содержания. Оркестр следовал «на цыпочках» за солистом, поддерживая это состояние зачарованности. Larghetto стало точкой притяжения, которую предварила по-бетховенски драматичная первая часть, а завершил цикл прихотливый финал. Достаточно напористому и энергичному тутти оркестра рояль противопоставил сдержанность и аристократизм: Денису Мацуеву удалось добиться в выражениях эмоций золотой середины – не впасть в слащавость и в то же время избежать тяжеловесной прямолинейности.
Второй концерт предварили Четвертая баллада Шопена и «Времена года» Чайковского, которые получились перфектно. Трудность этих пьес в бесконечных повторениях одной и той же фразы внутри разделов, и только тонкий слух и безграничная фантазия могут их «спасти» и преобразить из занудных школьных пьес в жемчужины концертного репертуара. Именно так сыграл их Денис, найдя множество вариантов интонации, штрихов, агогических оттенков. Бисировал он Седьмым вальсом Шопена – элегантно, обаятельно и абсолютно свободно в техническом плане. Хоть пластинку после концерта выпускай.
Второй день фестиваля на контрасте стал демонстрацией большого стиля и виртуозных достижений, каких требует музыка Рахманинова. Второй концерт и Вторая симфония – две мощные драмы, с глубочайшей искренностью и вниманием к каждому нюансу. Госоркестр Республики Татарстан «ловил» солиста, слушал и откликался на его фразировку, темповые рубато. Какой замечательный диалог вели солисты оркестра с Денисом Мацуевым во второй части, а в финале маэстро Александр Сладковский дал кое-где оркестру выйти на первый план, иногда даже излишне драматизируя и уплотняя звучание. И Концерт, и симфония получились про нас, про нашу жизнь с ее турбулентностью, напряжением и при этом – про надежду на «свет в конце туннеля», на возможность преодоления невзгод. Во второй день на бис Денис Мацуев в конце первого отделения немножко пошалил, одарив публику собственными вариациями на тему «В лесу родилась елочка», как если бы их писали Шопен, Прокофьев, Рахманинов… Для тех, кто смотрел передачи «Вечерний Ургант» с Мацуевым, это не стало неожиданностью: имитировать разные стили – его «конек». Шалость удалась, став музыкальным поздравлением с Новым годом. «Красота и музыка спасут мир», – сказал в финале вечера пианист, пожелав всем здоровья и хорошего настроения. Что ж, попробуем последовать этому рецепту.