Новый год. Казалось бы, время чудес! Но в большинстве стран мира господствует «вторая волна» локдаунов, многие театры и концертные залы вновь закрыты или не имеют возможности проводить «живые» вечера. Разумеется, такое вынужденное положение дел сказалось и на традиции праздничных концертов, преимущественно ушедших в онлайн-формат.
Меломаны уже несколько десятилетий не мыслят 1 января без новогоднего концерта Венского филармонического оркестра. К сожалению, в этом году впервые в Золотом зале Музикферайна не было слушателей. Риккардо Мути дирижировал в пустом зале, но подключившись к многомиллионной аудитории дистанционно. Отразилось ли это на атмосфере, к которой мы все так привыкли? Конечно. Ничем невозможно компенсировать отсутствие непосредственного контакта между музыкантами и их поклонниками, эффект которого, пусть в ничтожном проценте, но все же передается через «экран».
Россия, как известно, новых жестких мер пока не предпринимает. Поэтому, решив искать новогоднюю альтернативу в Москве, нас определенно и без шуток, ждала удача. Как только МГАСО анонсировал праздничную «венскую» программу в Большом зале Московской консерватории, захотелось разделить с ними такое событие. Не секрет, что многие скептически относятся к «отечественным производителям» зарубежного новогоднего настроения: среди всех поколений еще силен культурный код кремлевских елок. Кроме того, если говорить глобально, все же «Рейнская симфония» еще до сих пор иногда может оказаться «Волжской».
«Венский вечер» в Москве вдруг показал, что или во всем выше перечисленном нет ничего плохого, или мы уже кое-чему «научились» и избавляемся от безвкусных привычек. Приглашенная для участия в концерте солистка Большого театра Дарья Зыкова очаровательно спела Куплеты Адели из «Летучей мыши» и Вальс «Весенние голоса». Признаться, в плане предчувствий тревожило опасение: столько певиц чуть ли не ежедневно портят эти шедевры Иоганна Штрауса! Дарья Зыкова удивила технической легкостью, ощущением музыкального движения, интересной и логичной фразировкой.
За что мы обычно не любим нашу русскую «венскость»? Именно за тяжеловесность, за пресловутую «оперную опору», неуместную игру с темпами и динамикой. Но ничего подобного не оказалось и в прочтении оркестром инструментальных сочинений – в польках и вальсах семейства Штраусов. Легко и вдохновенно – пожалуй, именно так можно отреагировать на тот концерт, которым дирижировал Антон Шабуров, и, безусловно, за такой результат он достоин комплимента. Даже объективную проблему похожести друг на друга многих миниатюр музыкантам удалось решить за счет правильно выстроенной программы, на контрастах. Не пересытили ничем – такое редко кому удается.
Вообще, обсуждаемый репертуар можно сравнить с песенным жанром. Он может казаться простым и незатейливым, а обратившись к нему, оказывается необходимым иметь огромный спектр возможностей – от техники и интеллекта до выдающегося актерского мастерства. Думается, московские музыканты смогли подарить нам атмосферу, надолго оставшуюся за закрытыми границами, именно благодаря правильному подходу: они посмотрели на материал чуть глубже, с большим интересом и вниманием.
Кстати, новогодний концерт Венского филармонического оркестра в самом начале вспомнился не случайно: их формат был явно взят за основу, хотя и по-своему преломлен. Пусть имела место и некая «калька», но как же здорово было повторить всем знакомый коронный «маневр»: знаменитый «Марш Радецкого» Штрауса-отца оркестр исполнил под аплодисменты публики. И словно нет никаких преград, никакого вируса и ограничений, и словно Новый год в Вене!