Впервые за свою более чем 60-летнюю историю концерт прошел без публики, между произведениями не раздавались аплодисменты, и в «Марше Радецкого» Штрауса дирижер не поворачивался лицом к залу, но тем не менее зрители 90 стран, в которых транслировался концерт, получили живительный заряд этой обманчиво «легкой» музыки, с блистательным совершенством исполненной Венским филармоническим оркестром.
Шестой раз за пультом оркестра в новогодней программе – Риккардо Мути – дирижер, которого с Венским филармоническим связывают пятьдесят лет совместного музицирования. Еще в ноябре, когда в Австрии был объявлен очередной жесткий локдаун, маэстро выражал свои сомнения по поводу проведения концерта без публики и вытеснения живой концертной практики исключительно в медиапространство. Но, к счастью для всех нас, на пресс-конференции оркестр и дирижер сформулировали для себя тот принцип, ради которого они готовы в первый день нового года подняться на сцену пустого зала: музыка как послание надежды.
Риккардо Мути, как никто другой, умеет слушать прославленный оркестр, и иногда кажется, что дирижирует он порой исключительно силой мысли, взгляда, улыбки и взмаха бровей. И маэстро, и оркестранты даже в этих непривычных условиях сделали все возможное, чтобы получить удовольствие от музыки и друг от друга, и чтобы мы, сидящие перед экраном, это удовольствие разделили. Неспешные темпы и детальная проработка каждой фразы, ясные акценты и поразительный баланс легкости и отточенности – лучшего ауфтакта к Новому году трудно пожелать. В увертюре Франца Зуппе «Поэт и крестьянин» оркестр замирает, оттеняя элегантное соло виолончели, а в стремительной польке Штрауса «Без забот» дружным «ха-ха-ха-ха» музыканты разгоняют остатки неловкости новогоднего веселья в безлюдном зале. В какой-то момент, после исполнения Большого вальса Карела Комзака (новинка в программе этого года) Риккардо Мути настолько вошел в привычную стихию, что протянул руку первой скрипке, которую тот, рассмеявшись, из соображений общей безопасности все-таки не пожал. Неожиданный курьез лишь прибавил естественности необычному концерту. Это несостоявшееся рукопожатие было единственной накладкой: досадных проблем со звуком, на которые жаловались зрители во время трансляции концерта в России, в оригинальной версии не было.
Программа сочетала в себе любимые хиты династии Штраусов с сочинениями Карла Миллёкера, Карела Комзака и Карла Целлера, впервые прозвучавшими в программе новогоднего концерта. Но главной новинкой стали, безусловно, онлайн-аплодисменты зрителей со всего мира, которые трижды транслировались в режиме реального времени. Семь тысяч человек из разных стран (среди них, по словам ведущей концерта, был и генеральный секретарь ООН) выразили свою поддержку и причастность одному из главных символов благополучия музыкальной вселенной.
В финале концерта Риккардо Мути обратился к зрителям с искренним посланием «надежды и оптимизма». «Мы приносим радость, надежду, мир и любовь с большой буквы Л», – сказал маэстро и призвал руководителей всех стран воспринимать культуру как один из главных элементов здорового общества будущего. И после этих слов знаменитый вальс Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» (традиционный бис новогодних концертов и, по сути, подлинный гимн Австрии) медленно выплыл в зал, словно надвигающийся на нас огромный белый лайнер наступившего года.