Камерная инструментальная музыка Иоганна Себастьяна Баха популярна на протяжении уже нескольких столетий. Мелодии его Арии из Сюиты № 3 или «Шутки» из Сюиты № 2 всегда хорошо принимаются публикой, в какой бы интерпретации или перевоплощении они низвучали. Концертные исполнения его сонат и ансамблей в наше время стали, к сожалению, штучным товаром.
Поэтому появление нового компакт-диска с камерной музыкой И.С.Баха от немецкого лейбла ARS Produktion получилось настоящим подарком для меломанов. Записали этот диск музыканты из Швейцарии – Каспар Цендер и Ана Ольтеан (флейта) и Витал Юлиан Фрай (клавесин). Важно отметить, что Каспар Цендер выступает на сцене не только как исполнитель, но является также дирижером театральных и филармонических оркестров, с 2015 года курирует фестиваль в городе Риггисберге, а мастер барочного исполнительства Витал Юлиан Фрай, одним из учителей которого был знаменитый Густав Леонхардт, выступает в роли художественного руководителя на «Неделях Баха» в Туне.
В альбоме представлены пять хорошо известных трио-сонат И.С.Баха BWV 1039, 1037, 1036, 1028, 1029. Жанр барочной сонаты во времена Баха был далек от привычной нам классической формы, четырехчастный сонатный цикл открывали в основном медленные Adagio. Кроме того, «вишенкой на торте» следует назвать идею объединения в компакт-диске блоков сонат своеобразными интерлюдиями в виде весьма интересных аранжировок – трехголосной ля-минорной инвенции (Синфонии) BWV 799 и Прелюдии BWV 869 си минор из I тома ХТК, которая, правда, показалась сыгранной несколько грузно и затянуто по темпу.
Наиболее известной здесь является Соната соль мажор BWV 1039. Считается, что И.С.Бах написал эту сонату для двух флейт и бассо-континуо, но к нашему времени сложилась традиция создания записей этой музыки и в других транскрипциях с участием флейты. С одной стороны, знаменитый английский флейтист сэр Джеймс Гэлвэй еще в начале эры компакт-дисков выпустил альбом с этой музыкой в переложении для флейты, скрипки, клавесина и виолончели, причем исполнение получилось в весьма современной манере, хотя и с клавесином. С другой стороны, в той же Швейцарии в 2001 году не менее уважаемый мэтр флейты Петер-Лукас Граф вместе с коллегами – флейтисткой Габи Пас-Ван Рит и великолепным пианистом Бруно Канино создал записи в сопровождении современного рояля, но в намного более барочном стиле. А вот и почти анекдотический факт: на портале Amazon.com продается сборник Wake up MorningCoffee Songs with Classics («Просыпайтесь с утренним кофе под классические мелодии») со второй частью из рассматриваемой нами сонаты в органной (!) версии.
Но, безусловно, существуют прекрасные примеры записей трио-сонат И.С.Баха и на флейтах-траверсо при соблюдении всех необходимых исторических тонкостей. Что же касается представленного здесь CD, то музыкантам удалось соблюсти как условности барочного исполнительства, так и найти собственные оттенки. Так, в контексте общего звукового потока прекрасно сочетаются старинный клавесин (копия инструмента XVIII века) и современные, но деревянные флейты, а также мягкость звучания и четкость артикуляции. Отдельно хотелось бы отметить прекрасную ансамблевую сыгранность музыкантов в быстрых частях сонат, особенно танцевальную стильность и выверенность исполнения финальной Жиги из Сонаты до мажор BWV 1037. Рекомендуем к прослушиванию!