BACH TRIO SONATAS <br>KASPAR ZEHNDER, ANA OLTEAN, VITAL JULIAN FREY <br>ARS PRODUKTION Релизы

BACH TRIO SONATAS
KASPAR ZEHNDER, ANA OLTEAN, VITAL JULIAN FREY
ARS PRODUKTION

Камерная инструментальная музыка Иоганна Себастьяна Баха популярна на протяжении уже нескольких столетий. Мелодии его Арии из Сюиты № 3 или «Шутки» из Сюиты № 2 всегда хорошо принимаются публикой, в какой бы интерпретации или перевоплощении они низвучали. Концертные исполнения его сонат и ансамблей в наше время стали, к сожалению, штучным товаром.

Поэтому появление нового компакт-диска с камерной музыкой И.С.Баха от немецкого лейбла ARS Produktion получилось настоящим подарком для меломанов. Записали этот диск музыканты из Швейцарии – Каспар Цендер и Ана Ольтеан (флейта) и Витал Юлиан Фрай (клавесин). Важно отметить, что Каспар Цендер выступает на сцене не только как исполнитель, но является также дирижером театральных и филармонических оркестров, с 2015 года курирует фестиваль в городе Риггисберге, а мастер барочного исполнительства Витал Юлиан Фрай, одним из учителей которого был знаменитый Густав Леонхардт, выступает в роли художественного руководителя на «Неделях Баха» в Туне.

В альбоме представлены пять хорошо известных трио-сонат И.С.Баха BWV 1039, 1037, 1036, 1028, 1029. Жанр барочной сонаты во времена Баха был далек от привычной нам классической формы, четырехчастный сонатный цикл открывали в основном медленные Adagio. Кроме того, «вишенкой на торте» следует назвать идею объединения в компакт-диске блоков сонат своеобразными интерлюдиями в виде весьма интересных аранжировок – трехголосной ля-минорной инвенции (Синфонии) BWV 799 и Прелюдии BWV 869 си минор из I тома ХТК, которая, правда, показалась сыгранной несколько грузно и затянуто по темпу.

Наиболее известной здесь является Соната соль мажор BWV 1039. Считается, что И.С.Бах написал эту сонату для двух флейт и бассо-континуо, но к нашему времени сложилась традиция создания записей этой музыки и в других транскрипциях с участием флейты. С одной стороны, знаменитый английский флейтист сэр Джеймс Гэлвэй еще в начале эры компакт-дисков выпустил альбом с этой музыкой в переложении для флейты, скрипки, клавесина и виолончели, причем исполнение получилось в весьма современной манере, хотя и с клавесином. С другой стороны, в той же Швейцарии в 2001 году не менее уважаемый мэтр флейты Петер-Лукас Граф вместе с коллегами – флейтисткой Габи Пас-Ван Рит и великолепным пианистом Бруно Канино создал записи в сопровождении современного рояля, но в намного более барочном стиле. А вот и почти анекдотический факт: на портале Amazon.com продается сборник Wake up MorningCoffee Songs with Classics («Просыпайтесь с утренним кофе под классические мелодии») со второй частью из рассматриваемой нами сонаты в органной (!) версии.

Но, безусловно, существуют прекрасные примеры записей трио-сонат И.С.Баха и на флейтах-траверсо при соблюдении всех необходимых исторических тонкостей. Что же касается представленного здесь CD, то музыкантам удалось соблюсти как условности барочного исполнительства, так и найти собственные оттенки. Так, в контексте общего звукового потока прекрасно сочетаются старинный клавесин (копия инструмента XVIII века) и современные, но деревянные флейты, а также мягкость звучания и четкость артикуляции. Отдельно хотелось бы отметить прекрасную ансамблевую сыгранность музыкантов в быстрых частях сонат, особенно танцевальную стильность и выверенность исполнения финальной Жиги из Сонаты до мажор BWV 1037. Рекомендуем к прослушиванию!