18 января в Москве стартует Второй зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета. В афише –12 концертных вечеров на 7 концертных площадках: Концертный зал имени П.И. Чайковского, Большой зал консерватории, Концертный зал «Зарядье», Московский международный Дом музыки, МХАТ имени М. Горького, Московский театр «Современник» и Башмет Центр. «Огромная радость говорить о фестивале, как о втором, что означает – он живет и развивается», – подчеркнул Юрий Башмет. – Мы остались во многом верны традиции, с которой строили первый фестиваль. Он заявил о себе как фестиваль искусств – это самое главное и интересное для меня на сегодня».
Однако такой масштабный форум требует огромных организационных усилий и несет в нынешней ситуации большие риски. О том, почему же все-таки «Русское концертное агентство» взялось за проведение фестиваля, Евгения Кривицкая (ЕК) спросила его директора Дмитрия Гринченко (ДГ).
ЕК Дмитрий, восхищаюсь вашей смелостью. В то время, когда многие продюсеры переносят свои проекты на сезон или на год, мотивируя тем, что с 25-процентной рассадкой проводить концерты абсолютно невыгодно, вы заявляете такую грандиозную программу.
ДГ Для нас прежде важен эмоциональный аспект. Артисты, выходящие на сцену, и публика должны видеть свет в конце тоннеля. Выяснилось, что сама субстанция живого концерта такая хрупкая вещь, что процесс восстановления, даже когда проценты заполняемости зала увеличатся и ограничения, как я надеюсь, будут постепенно отменяться, – станет испытанием. Отучить ходить на концерты гораздо проще, чем возвращать людей обратно в зал. Это один из побудительных моментов фестиваля даже в сегодняшних не самых простых условиях. А второй – нам важно продолжать жить творчески полноценно. Поэтому мы решили фестивали и в Москве, и в Сочи не просто сохранить, а провести даже более усиленно именно творчески, выполнив все задумки, которые у нас были еще до начала пандемии.
Дмитрий Гринченко: Академическому искусству незаслуженно уделяют мало внимания
ЕК У вас заявлено довольно много иностранных участников. Насколько реально, что они приедут в Россию?
ДГ На 99, 9 процента. Если не случится чего-то экстраординарного – ну, к примеру, какая-то из стран, откуда поедет наш артист, скажет, что полностью закрывает границы. Во всех других случаях отмен не должно быть. Да, гастрольная деятельность с Западом сейчас сопряжена с большим количеством сложностей, но мне приятно сказать, что фестиваль поддержали все инстанции, принимающие решения о выдачи виз и разрешений на въезд в Россию. Поддержали тем, что одобрили наши заявки, билеты всем артистам куплены, и они готовы быть с нами в означенные дни.
ЕК В программе заявлена мировая премьера – мюзикл Александра Чайковского.
ДГ С его идеей Александр Владимирович пришел к нам год назад, сказав: «А давайте создадим спектакль о Москве – о городе, где мы все живем и который очень любим». Появилась мысль создать мюзикл, но теперь она трансформировалась в сторону музыкального спектакля – такого трогательного, в стилистике фильмов 1930-х годов: «Волга-Волга», «Веселые ребята» и так далее. Очевидно по репетициям, что может получиться интересный и душевный проект. После премьеры в Москве 10 февраля мы его повезем в Сочи. Но других пересечений у программ не будет: это наши многолетние амбиций, чтобы каждый наш фестиваль имел свое лицо и особое творческое наполнение.
ЕК Но этим список премьер не исчерпывается?
ДГ На закрытие фестиваля в Москве Всероссийский юношеский симфонический оркестр собирается исполнить мировую премьеру сочинения Кузьмы Бодрова. Планировалось это еще в прошлом году, к празднованию 75-летия Великой Победы. Все же о Великой Отечественной войне нужно вспоминать не раз в пять лет, к очередному юбилею, а чтить память о тех событиях и подвигах постоянно. Кузьма сейчас заканчивает произведение для чтеца и симфонического оркестра на стихи Реквиема Роберта Рождественского, которые будет читать актер Сергей Гармаш.
Считаю, что у нас будет яркий концерт 28 января в Зарядье, куда мы пригласили самых интересных молодых солистов, занимающих уже ведущие места на мировом музыкальном Олимпе. Скрипачка Патрисия Копачинская, пианист Давид Фрай, виолончелист Иштван Вардаи, тенор Богдан Волков. Прозвучат произведения XX века, которые в момент создания изменяли ход музыкальной истории и развития тех или иных жанров. Это партитуры Бриттена, Равеля, Стравинского, Хартмана – людей, которые «расталкивали» своим творчеством композиторские школы на протяжении прошлого столетия. Безусловно, их опусы сейчас – это всем известные хиты, но тогда они воспринимались публикой как нечто экстраординарное, необычное. Мы выстроили эту программу, взяв сочинения, написанные чуть меньше ста лет назад, чтобы проследить, как музыка развивалась в этот период.
ЕК Традиционный концерт в день рождения Юрия Абрамовича Башмета. Чем удивите на этот раз?
ДГ В прошлом году 24 января мы сделали как его артистический манифест Башмета – с театрализацией, световыми эффектами. Сейчас мы пошли по иному пути: пригласили музыкантов с мировыми именами – скрипача Максима Венгерова, арфиста Ксавье де Местра, пианиста Ефима Бронфмана, баса Матиас Гёрне и молодую меццо-сопрано, лауреата первой премии конкурса имени П.И. Чайковского Марию Баракову. Задуман большой гала-концерт с топовым набором солистов, но по формату он выдержан академично, в филармонических традициях. Уверен, что в наших условиях, когда собрать одновременно столько зарубежных музыкантов такого ранга крайне сложно, вечер станет одним из запоминающихся событий сезона и хорошей отправной точкой к возвращению в привычную концертную жизнь.