В 2021 году награды «За творческие достижения в течение жизни» удостоена великая словацкая певица Эдита Груберова. «Артистом года» стал испанский дирижер Пабло Эрас-Касадо. «Лейблом года» названа звукозаписывающая компания Берлинского филармонического оркестра.
Как отметила в новостях радиостанция «Орфей», «как и в прошлые годы, среди лауреатов ICMA 2021 отечественная музыка занимает одно из лидирующих мест. Речь идет о российских композиторах, оркестрах, дирижерах, солистах-инструменталистах, педагогах. Год от года расширяется число российских лауреатов, номинаций, где представлены наши музыканты.
Прежде всего, поздравим фирму “Мелодия” с очередным, но от этого не менее ярким достижением: в номинации “Лучшая коллекция” награда присуждена собранию редких записей великого дирижера Дмитрия Китаенко, выпущенному к его 80-летию флагманом российской звукозаписывающей индустрии. Большую часть этого издания составляет музыка отечественных авторов: Николая Римского-Корсакова, Сергея Рахманинова, Юрия Буцко, Александра Флярковского, Олега Янченко, Ираклия Габели, Арама Хачатуряна, Дмитрия Кабалевского в исполнении Академического симфонического оркестра Московской филармонии, которым Дмитрий Китаенко руководил многие годы.
В категории “Концерты” победителем стала запись виолончельных концертов Дмитрия Шостаковича, осуществленная на британском лейбле Hyperion известным немецким виолончелистом Албаном Герхардтом и Симфоническим оркестром Западно-Германского радио под управлением знаменитого финского маэстро, одного из лучших интерпретаторов музыки ХХ века Юкки-Пекки Сарасте.
Впервые в истории ICMA российский музыкант стал лауреатом в номинации “Лучшая видеозапись”. Престижной награды удостоена рахманиновская программа в исполнении всемирно известного пианиста Дениса Мацуева и оркестра Люцернского фестиваля под управлением итальянского мэтра Риккардо Шайи, выпущенная одним из многолетних фаворитов премии ICMA — немецким лейблом Accentus Music.
Приза в другой престижной категории — “Симфоническая музыка” — удостоена запись Берлинского филармонического оркестра (симфонии Бетховена, Чайковского и Франца Шмидта) под управлением его нового художественного руководителя, уроженца Омска Кирилла Петренко.
Уже традиционно русская музыка и наши исполнители оказываются награжденными в номинации «Лучшая историческая запись». На сей раз лауреатом стал раритетный релиз немецкого лейбла Profil, представляющий “живые” московские записи 1950-х–60-х годов: 24 прелюдии и фуги Дмитрия Шостаковича в исполнения автора, а также титанов советской фортепианной школы: Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса, Татьяны Николаевой.
Музыка балетов Игоря Стравинского “Жар-птица” и “Петрушка” вошла в релиз итальянской пианистки Беатрис Рана, удостоенный приза в категории “Лучшая сольная запись”. В записи альбома произведений знаменитого британского композитора Томаса Адеса под управлением автора, победившего в номинации “Современная музыка”, участвовал известный пианист, уроженец Воронежа Кирилл Герштейн.
Победителем в одной из самых интересных категорий — “Лучший документальный фильм о музыке” — стала работа молодого режиссера Мартина Мирабеля, посвященная его ровеснику — любимцу российской публики, лауреату конкурса имени Чайковского французскому пианисту Люке Дебаргу. Один из ключевых эпизодов фильма — рассказ о Люке его наставницы: прославленного педагога, нашей соотечественницы Рены Шерешевской, из класса которой вышло множество звезд современного пианизма».
Специальная премия вручается генеральному директору Симфонического оркестра Лихтенштейна Дражену Домьянику, а также основателю и руководителю Международной музыкальной академии в Лихтенштейне и скрипачу Ингольфу Турбану.
В совместном заявлении Президента ICMA Реми Франка и Генерального секретаря Никола Катто говорится: «Пандемия пока не коснулась звукозаписывающих компаний. В 2020 году жюри ICMA – 20 СМИ из 16 стран – смогло выбрать номинации среди огромного количества релизов. В результате ICMA снова смогла представить представительный международный список победителей с продукцией 17 лейблов и 8 разных стран. Нам часто говорили, что премии ICMA очень важны и ценны как для индустрии, так и для исполнителей. Мы рады, что можем помочь сделать выдающиеся записи популярными, особенно в эти трудные времена, когда музыкальная жизнь так пострадала».