«Нескучная классика. Еще не все» – в этом названии двойной каламбур, отсылка и к первой книге («Не всё»), и к одноименной телепередаче на канале «Культура», и намек на то, что классика – это не музей, не ритуал. Свободные беседы предваряются личными заметками Сати Спиваковой, где она вспоминает обстоятельства встречи, их эмоциональный фон, иногда рассказывает историю знакомства со своими собеседниками. А герои книги – люди такого высокого интеллектуального полета, что невольно проникаешься торжественным благоговением перед автором – испытать столько раз счастье встречи с такими гениями в своем деле, как балерина Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин (именно эта пара положила почин программе «Нескучная классика»), дирижер Владимир Юровский, певица Джесси Норман, балетмейстер Юрий Григорович… Всего – 36 персон.
Сати Спивакова безошибочно находит «ключик» даже к самому строгому и придирчивому собеседнику, пуская в ход и женское обаяние, и солидную эрудицию. Ее вопросы развернуты, содержательны, ощущается, что ведущая тонко чувствует музыку, знает ее. А как же иначе, ведь ее детство прошло в семье ведущего музыканта Армении – основателя Государственного камерного оркестра Армении Зарэ Саакянца, и уже несколько десятилетий она супруга народного артиста СССР Владимира Спивакова.
Интуиция также помогает выбрать ту единственную тему, интересную гостю передачи (в книге есть несколько интервью, состоявшихся в период существования передачи «Камертон»). С Валерием Гергиевым она беседует о Прокофьеве и Стравинском, Владимира Юровского вовлекает в обсуждение ипостасей дьявола в музыке, Соломон Волков по ее просьбе вспоминает о знакомстве с Ахматовой…
Как правило, ее собеседники открыты и дружелюбны, и тогда открываются интереснейшие вещи. Для себя я особо выделила ответы ученого-психолингвиста Татьяны Черниговской, касающиеся значимости музыки: «Если мы не будем детей рано учить музыке, мы не только потеряем Ростроповичей и Спиваковых, мы потеряем и Эйнштейнов. Их мозг будет формироваться иначе, он не будет готов к нетривиальным ходам. То есть если человек будет работать на заводе Форда на конвейере столетней давности, тогда все в порядке, ему этого не надо, просто крути одно и то же, и все. Но если речь идет о ненавистном мне слове “креативность”, то музыка – это очень мощный, разворачивающий сознание и подсознание инструмент развития мозга».
Но бывали исключения, и тогда диалог превращался в поединок, электризуя эмоциями. Так, к примеру, вышло с пианистом Григорием Соколовым. Однако, чувству юмора и выдержке Сати можно позавидовать. Комментируя обстоятельства встречи с Соколовым, она вспоминает: «В готическом соборе, под светом софитов, на сидящего напротив меня Соколова с завидным постоянством садилась… муха! Улетала, прилетала, снова садилась – то на лоб, то на нос, то на плечо. Махать перед носом великого мэтра я не решалась, остановить из-за этого съемку не могла. Он не реагировал на муху, как будто вовсе не чувствовал. Оставалось надеяться, что в кадре ее заметно не будет. Вторая деталь – трагикомическая: когда отснятый материал прибыл в Москву, выяснилось, что он весь в браке по звуку. Оказалось, двое французских полицейских, спасаясь от толпы болельщиков, крушащих в этот момент всё, что попадалось на улицах маленького эльзасского городка, укрылись в соборе, не выключив рации. И все звуковые помехи легли губительным саундтреком на нашу с Соколовым беседу! Слава мастерам звукового цеха, колдовавшим над записью более двух недель: программу, к счастью, удалось спасти».
Второй раз спасла эти бесценные беседы сама Сати, переведя их на бумагу и собрав в увесистый 500-страничный том. Совсем не развлекательное, но невероятно «затягивающее» чтение.