Когда тридцать лет назад Эдисон Денисов сказал Пьеру Булезу, что создает ансамбль современной музыки по образцу Ensemble intercontemporain, Булез выслушал его с восхищением: сбывались планы вождя мирового музыкального авангарда. Однако, подумав, Булез добавил: «Дорогой Эдисон, у вас есть все для того, чтобы осуществить ваш план. У вас нет только одного – правительственного бюджета в столько-то тысяч франков».
Все эти годы он был первым, чье название приходило на ум, когда заходила речь о современной музыке. Другие ансамбли создавались либо как аналоги МАСМ, либо как альтернатива.
Большую пользу всем нам принесла конкуренция МАСМ с ансамблем «Студия новой музыки». Юрий Каспаров и Владимир Тарнопольский – чей ансамбль круче? Кто из них сыграет премьеру Губайдулиной, Вустина, Екимовского? Кто привезет Ксенакиса, Куртага, Лахенмана? Кого охотнее поддержат Гёте-институт, Британский совет и Французский культурный центр?
Мы ходили слушать тот и другой ансамбль, а рядом был фестиваль «Альтернатива», где играли минимализм и неакадемический авангард. Татьяна Гринденко исполняла Владимира Мартынова. Дмитрий Ухов придумал удачное название ансамблю «4’33’’», и Алексей Айги со скрипкой в руках тут же стал альтернативой МАСМ и Студии новой музыки вместе взятым.
Но совместными усилиями сначала Денисова, а потом Юрия Каспарова и Виктории Коршуновой МАСМ вписался в лигу европейских ансамблей современной музыки, его стали упоминать в списке после Ensemble intercontemporain, Ensemble Modern, Ensemble 2e2m и Klangforum Wien. Успех привел не только к развитию, но и к расколу, и вот уже только одна Виктория Коршунова, поначалу бывшая директором, руководит ансамблем.
Она умеет слушать музыкантов-лидеров. В 2000-е годы в круге МАСМ появились композиторы очередного авангардного поколения – Дмитрий Курляндский, Сергей Невский и другие. Вместе с ними МАСМ затеял новые проекты вроде Академии в городе Чайковском Пермского края или «Композиторских читок» в разных городах.
Изначально МАСМ был организован по принципу «всех инструментов – по одному». Только скрипок было две, и ударников тоже двое. Требовался дирижер – в разные годы ими были Алексей Виноградов, Федор Леднев и даже Теодор Курентзис. Нынешний постоянный состав в пять человек без дирижера – компромисс ради практики.
Студия новой музыки два года назад отпраздновала чуть менее круглый юбилей – двадцать пять лет, зато концептуальным концертом в Московской консерватории. В каждом интервью Владимир Тарнопольский сетовал на то, что современной музыке не уделяют внимания ни государство, ни СМИ, ни интернет. Капля по капле, а внимания прибавилось: одних композиторских конкурсов стало больше десятка. Ансамбли по образцу МАСМ и Студии создавались и создаются: ансамбль eNsemble в Петербурге при Институте «Про Арте», «МолОт» там же, в Москве – ГАМ, теперь и Reheard – инициатива гнесинцев.
Логично было бы сказать: в начале был МАСМ. Но это не так: еще в 1970-е нам выносил мозг ансамбль солистов Большого театра под руководством Александра Ивашкина, а дирижировал им Александр Лазарев. Андрей Волконский, Алексей Любимов – легенды. Ансамблю ударных Марка Пекарского уже почти полвека. Сойдемся на том, что МАСМ – сегодня на первом плане, и юбилей – только напоминание об этом.