Ансамбль в режиме нон-стоп События

Ансамбль в режиме нон-стоп

МАСМ отметил свое тридцатилетие в Московской филармонии

В Facebook Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) до пандемии регулярно появлялись афиши концертов с самыми неожиданными локациями: тур по Азии, выступления в арт-кластере Питера или Нижнего Новгорода, «Композиторские читки» в Сибири, гастроли в Европе. В этом сезоне многие активности переместились в онлайн, но и в такой ситуации, к счастью, событий существенно меньше не стало. МАСМ включился в работу сразу же после карантинных послаблений и успел поучаствовать в нескольких фестивалях, образовательных программах и даже записать на фирме «Мелодия» шесть (!) дисков с музыкой российских композиторов. Двухдневный фестиваль в Московской филармонии в честь 30-летия ансамбля чуть было не затерялся в этом потоке проектов.

С 1990-х годов МАСМ ассоциируется со сложным современным репертуаром, этот программный курс задали композиторы – первый руководитель Юрий Каспаров и Эдисон Денисов, который патронировал многих молодых композиторов и исполнителей. В концертах того времени сложно представить рядом экспериментальные сочинения и пьесы, скажем, минималистов. Но многое изменилось, и уже никакое сочетание стилей и техник не вызывает вопросов, наоборот, чем радикальнее и парадоксальнее – тем лучше. С конца нулевых МАСМ вместе со своим постоянным директором Викторией Коршуновой выбрал другой вектор движения и начал выходить за пределы филармоний и консерваторий. Последние десять лет связаны с участием ансамбля в театральных проектах – спектаклях Кирилла Серебренникова и его «Платформе», с премьерой оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре и других.

Камерный зал филармонии – традиционная для ансамбля площадка, здесь у него свой абонемент и отдельные концерты в течение сезона. Несмотря на статус и большую историю МАСМ, празднования получились скромными и домашними. В зале – пресловутые 25 процентов публики, на сцене – еле-еле хватило места для секстета. В концертах принимали участие музыканты разных поколений: старожилы – кларнетист Олег Танцов и перкуссионист Александр Суворов, в ансамбле они играют с самого начала; а также пианист Михаил Дубов, флейтист Иван Бушуев, скрипачи Роман Минц, Евгений Субботин и Глеб Хохлов, альтист Сергей Полтавский, виолончелистки Ольга Дёмина и Юлия Мигунова.

Пространство в филармонии камерное, и исполнение новой пьесы Владимира Раннева «Бранль ангелов» получилось здесь чуть ли не травмо­опасным. Музыканты играли на рыболовных удилищах, и каждый их резкий жест вызывал не столько звуковое, сколько визуальное потрясение: испуг, что ­кого-то ненароком заденут удочкой. В программе кроме Раннева был еще один российский композитор – Эдисон Денисов. Фестиваль открывался исполнением его «Оды». Впрочем, концерты, в которых превалирует музыка зарубежных композиторов, скорее редкость для МАСМ: большую часть репертуара составляют пьесы российских авторов.

Основным местом, где ансамбль исполняет зарубежную актуальную музыку, как ни странно, стали даже не Москва или Петербург, а маленький город Чайковский в Пермском крае, где уже десятый год подряд проходит Академия молодых композиторов и куда съезжаются авторы из разных стран мира. В этом сезоне она переместилась в «полуонлайн»-формат, потому что многие иностранные профессора и студенты не смогли приехать и были лишены экзотического путешествия по России, гречневой каши на завтрак, но главное – живого общения. Образовательная и концертная часть Академии в Чайковском завершилась еще в ноябре, а вот традиционные исполнения сочинений участников и преподавателей в Москве были отложены на декабрь. В юбилейную программу МАСМ включил произведения профессоров: сольные пьесы Оскара Бьянки и Рафаэля Сендо, трио Эндрю Туве.

MCME / МАСМ

Если Бьянки и Сендо уже участвовали в российских проектах, то Туве нашей публике знаком мало. На концерте исполнялась его пьеса Shining Forth – меланхоличное трио, построенное на сочетании туманных запедаленных фраз и архаичных, несколько наивных мелодий. Сочинение Бьянки GR для бас-флейты было более радикальным по языку; Иван Бушуев придал целой груде рычаще-­фырчащих звучаний инструмента стройную и легковесную форму. Сендо в своей пьесе Foris c электроникой (звукорежиссер концерта Николай Попов) исследовал буквально все части виолончели. К корпусу инструмента Юлии Мигуновой крепилось несколько микрофонов, которые, как электроды на ЭКГ, считывали и выводили малейшие движения смычка по разным поверхностям и даже по шпицу.

Отдельное место в концертах заняли сложные ансамблевые пьесы 1990-х годов: Plekto Янниса Ксенакиса, Pour Luigi Филиппа Юреля, Domeniche alla periferia dell’impero Фаусто Ромителли и My very empty mouth Дэвида Лэнга. В России за них берутся редко из-за трудности материала, здесь даже опытным музыкантам требуется не одна неделя на подготовку. Впрочем, МАСМ не боится знакомить публику со своей кухней и черновыми работами: открытые репетиции Юреля и Лэнга можно было посетить в ГРАУНД Солянке или посмотреть на их канале в YouTube.

В каждой из четырех пьес своя сложность. В Ксенакисе – нелегко сделать пластичными жесткие структуры, у Ромителли и Юреля – держать баланс и быстро переключаться в движении, в Лэнге – сохранять взятый темп и маневрировать в повторяющихся формулах. В этой четверке немного проигрывало исполнение Лэнга: в его монотонной 13-минутной партитуре случались «провисания».

Большой удачей в программах стало сочинение Two Circles американского композитора Элвина Люсье. Пьеса, построенная на простом приеме – взаимодействии звуков инструментов с синусоидой, – оказалась едва ли не самой интересной в концерте. Абстрактную драматургию в ней создавали акустические события: противопоставления живого и электронного, возникновения биений, как будто бы звучащих пунктиров.

В первом концерте МАСМ отметил не только свой юбилей, но и 250-летие Бетховена: в финале музыканты представили свою версию знаменитой пьесы Маурицио Кагеля Ludwig van. Самое старое сочинение двух программ – 50-летней давности – воспринималось как дерзкое и актуальное из-за смешения разных медиа: цитат из музыки Бетховена, электроники, видео, кадров из фильма Кагеля, движений и жестов солистов. Здесь исполнителям было с чем поэкспериментировать, ведь партитура написана очень свободно.

У МАСМ есть важное качество – адаптивность. Именно оно помогает справляться с трудными российскими условиями и понимать эстетические позиции других. Ансамбль ненавязчиво знакомит публику с новой музыкой, и, судя по количеству проектов и концертов, у него это неплохо получается.