«Урал Опера Балет» представляет тройную балетную премьеру

29.01.2021
«Урал Опера Балет» представляет тройную балетную премьеру

Впервые в Екатеринбурге будет исполнена сюита из балета «Неаполь». Его поставил в 1842 году датский хореограф Август Бурнонвиль. Несколько месяцев он выступал в Италии как танцовщик и задумал новый балет под впечатлением от поездки. Антураж южно-итальянский: море, портовая публика, народный праздник (полностью балет называется «Неаполь, или Рыбак и его невеста» – это ближайший родственник «Наяды и рыбака», сюита из которого входит в репертуар Урал Балета). Хореография типично датская: плотный танцевальный текст с упором на мелкую технику стоп, сложная координация с постоянной сменой ракурсов и траекторий, быстрые темпы.

Гораздо чаще, чем полная версия в трех актах, в мире исполняются классические ансамбли из «Неаполя» – балла-биль, па-де-сис, тарантелла. Именно эти номера войдут в премьерный спектакль. В качестве увертюры прозвучит галоп Ханса Кристиана Лумбю «Салют Августу Бурнонвиль».

В истории хореографии Бурнонвиль – фигура того же масштаба, что и Мариус Петипа. В репертуар театра включались постановки Бурнонвиля «Школа танца» из балета «Консерватория» и па-де-де из «Ярмарки в Брюгге» (сегодня оба этих фрагмента исполняются в спектакле «Тщетная предосторожность»). Балетмейстер-постановщик сюиты из «Неаполя» – Слава Самодуров, художественный руководитель Урал Балета. Концепция оформления Елены Трубецковой, художник по свету – Нина Индриксон.

«Видение розы» Михаила Фокина также переносит Слава Самодуров. Литературным источником балета послужило не произведение, а две стихотворные строки Теофиля Готье: «Я призрак розы / Той, что ты носила вчера на балу». Фокин использовал известный фортепианный вальс «Приглашение к танцу» Карла Марии фон Вебера в инструментовке Гектора Берлиоза. Лев Бакст придумал для солиста знаменитый костюм – комбинезон и головной убор, усеянные тряпичными лепестками. Нельзя сказать, что зрители увидят тот же спектакль, что был исполнен 19 апреля 1911 года в Монте-Карло в программе «Русских балетов» Дягилева: хореографический текст Фокина оказался столь же эфемерен, что и призрак розы, явившийся героине балета, – сегодня на сцене предстанет воспоминание о легендарном спектакле.

Программу завершит премьера балета Самодурова «Вариации Сальери» в новой версии. Именно этот балет принес екатеринбургской труппе первую премию «Золотая маска»: наградив постановку, жюри отметило возвращение коллектива в российскую «высшую лигу». «Вариации Сальери» стали портретом обновленного Урал Балета, и новая редакция демонстрирует, как изменились труппа и ее руководитель за восемь лет, прошедших после премьеры первой версии. Оформление – белые костюмы по эскизам Елены Зайцевой и красный павильон Альоны Пикаловой – сохраняется. Неизменной остается и авторская аннотация: «Это мое видение того, какие метаморфозы переживает классический балет в наши дни, как трансформируется, как сохраняет традиции и что обретает. Только танцы, без каких-либо тайных смыслов».

Премьеры пройдут в сопровождении симфонического оркестра театра. Дирижер-постановщик – Павел Клиничев.