Баварский конклав Презентации

Баварский конклав

Один из самых востребованных дирижеров в мире сэр Саймон Рэттл в 2023 году поменяет рабочую локацию: он переедет из Лондона в Мюнхен, чтобы заняться делами Симфонического оркестра Баварского радио. Музыканты коллектива, которые в конце 2019-го пережили потрясение – скоропостижный уход Мариса Янсонса, – подавляющим большинством проголосовали за кандидатуру Рэттла.

Слухи о том, что дирекция Симфонического оркестра Баварского радио ведет переговоры с Саймоном Рэттлом, просочились в немецкоязычные информагентства в начале зимы. При этом сообщалось, что стороны давно пришли к соглашению, и в настоящее время речь идет лишь об обсуждении «технических» моментов. Официального подтверждения растиражированной информации о новом назначении Рэттла тогда не последовало. Как утверждала пресса, конкуренцию британскому дирижеру мог бы составить Янник Незе-­Сеген, но на канадца и так возложена ответственность за будущее Метрополитен-­оперы (кризис в театре произошел задолго до пандемии), а кроме того, нынешняя ситуация с ограниченным передвижением по миру, многочисленными тестами на бесковидную чистоту, предупредительными карантинными мерами и вовсе делает присутствие Незе-­Сегена в Европе невозможным.

Что касается Рэттла, то его контракт с Лондонским симфоническим оркестром завершается в 2022-м, однако сложившиеся теплые отношения позволили сторонам найти компромисс: Рэттл сохранит за собой позицию художественного руководителя до 2023 года (то есть срок его контракта будет увеличен на год), а затем, уже в новом статусе «почетного дирижера» будет поддерживать творческий контакт со своими бывшими подопечными. Подобной привилегии в последний раз в Лондонском симфоническом был удостоен Андре Превин (1929–2019), руководивший коллективом с 1969 по 1979 год.

Для Рэттла приход в Симфонический оркестр Баварского радио – шаг обдуманный. Как говорит сам дирижер, постоянное место проживания которого связано с Германией, новый пост позволит ему создать желаемый баланс между артистической деятельностью и участием в жизни своей семьи (у него и его супруги Магдалены Кожены трое детей; младшему ребенку – дочке Анежке – в 2021-м исполнится семь лет). В желании работать ближе к дому Рэттл не оригинален. Достаточно вспомнить, как круто перекроил свою творческую географию Владимир Юровский, который, как и Рэттл, в скором времени покинет Лондон и обоснуется в Мюнхене, чтобы иметь возможность чаще видеться с родными в Берлине.

С другой стороны, Симфонический оркестр Баварского радио для Рэттла – возвращение к мечтам и идеалам юности. Впервые он услышал живьем этот коллектив в 1970 году, в возрасте пятнадцати лет. В то время умы сверстников будущего дирижера занимали The Beatles; Рэттл же интересовался наследием венских классиков. Оркестр Баварского радио как раз выступал в Ливерпуле с Девятой симфонией Бетховена. «Тому концерту было суждено раз и навсегда изменить мою жизнь», – вспоминает Саймон Рэттл в интервью BR-Klassik. Будучи страстным поклонником Рафаэля Кубелика и имея в своей коллекции несколько пластинок, записанных чешским маэстро с баварцами, Рэттл ждал от выступления магии – и получил ее сполна. «Между Кубеликом и его музыкантами существовала такая поразительная связь! Они испытывали чистую радость от игры, и казалось, что все на сцене – единомышленники, и их музицирование опирается на одну и ту же философию. На меня это произвело глубочайшее впечатление. Именно тогда я захотел связать свою жизнь с дирижерской профессией». Тот концерт словно синтезировал в себе все, чего юный Рэттл хотел бы достичь в музыке. Сорок лет спустя, уже будучи признанным во всем мире дирижером, он впервые встретился с оркестром, которым так восхищался, будучи ребенком, – и вновь почувствовал тот дух сплоченности.

Одной из ключевых задач Рэттла на новом месте станет планирование первых сезонов концертного зала в Заводском квартале Мюнхена. Площадку, где идеальные акустические условия будут сочетаться с высокотехнологичной «начинкой», немцы уже окрестили «залом будущего». Этот важнейший культурный объект города станет домом для оркестра Баварского радио.

От Баха и до наших дней Презентации

От Баха и до наших дней

Издательство «Композитор», Союз композиторов России и «Музыкальная жизнь» выпустили фирменный календарь на 2025 год

Пусть всегда будут залы с хорошими инструментами Презентации

Пусть всегда будут залы с хорошими инструментами

Оксана Федорова: Музыка открывает новые горизонты Презентации

Оксана Федорова: Музыка открывает новые горизонты

Кристиан Мюллер: Импровизация как общение без вербального языка Презентации

Кристиан Мюллер: Импровизация как общение без вербального языка