Французский виолончелист Йен Лёвьенуа записал альбом Illuminations с музыкой Бенджамина Бриттена и поэзией Артюра Рембо – избранные части виолончельных сюит британского композитора чередуются с текстами «проклятого поэта».
Три сюиты для виолончели (op. 72, 1964; op. 80, 1967; op. 87, 1971, ред. 1974), а также Tema «Sacher» (1976) – сольное произведение к 70-летию швейцарского дирижера Пауля Захера – не связаны с поэтическим миром Рембо. Все опусы были созданы Бриттеном по просьбе друга, виолончелиста Мстислава Ростроповича. В редакции Ростроповича сюиты исполняются и сегодня.
Наряду с Верленом, Блейком и Оуэном, Рембо был одним из любимых поэтов Бриттена. Первый вокальный цикл английского композитора (op. 18, 1940), получивший широкую известность, был написан на текст «Озарений» Рембо. Это и стало отправной точкой для виолончелиста Йена Лёвьенуа. «Я давно хотел создать нечто, объединяющее музыку и литературу, – говорит Йен. – И Рембо, и Бриттен разделяют вкус к асимметричным ритмам, нерегулярным построениям и мелодике, которые кажутся одновременно и знакомыми, и непохожими ни на что».
В Illuminations избранные части виолончельных опусов Бриттена и стихотворения из «Озарений» Рембо даются вразброс – Лёвьенуа как бы заново «пересобирает» художественное целое. Поэтические и музыкальные тексты переходят один в другой, образуя неожиданные эстетические пересечения. К примеру, поэма «Сказка» (Conte) завершается такими строками: «Серьезной музыки (musique savante) не хватает нашим желаньям». Следующим треком идет Фуга из Сюиты op. 72 – образец «ученой» музыки. В стихотворении «Юность» (Enfance) упоминаются «умирающие напевы и формы» (les formes mourant) – следует Lamento из Сюиты op. 87.
Соподчинение поэтического и музыкального решено не только на ассоциативном уровне. «Морской пейзаж» (Marine) Рембо считается первым французским стихотворением, написанным верлибром (т. е. свободным стихом). Качественно новым здесь стал прием, в котором море воссоздается словами, относящимися к суше, а суша – словами, относящимися к водной стихии. Подобно поэзии в стремительном Presto из Сюиты op. 87 сочетаются и жесткая метрическая основа, и свобода мелодического рисунка.
В новом альбоме Йен Лёвьенуа взял на себя художественное слово. Но если в музыке виртуозное владение смычком и интерпретация сложных философских образов удаются музыканту в равной степени, то художественное слово получилось однообразным. Стихотворения Рембо читаются в единой манере – с деликатной и вкрадчивой интонацией, лишенной ярких контрастов.
На обложке Illuminations Лёвьенуа изображен в пустом зале Парижского национального института истории искусств: виолончелист в окружении массивных книжных стеллажей и артефактов культуры. Таков и слушатель нового альбома, внимающий неожиданным эстетическим параллелям и пребывающий в мире поэзии музыки.