Эхом событий воскресенья 31 января, возмутивших многих, стало увольнение светооператора Московской филармонии Станислава Семенюка, в тот день работавшего в Концертном зале Чайковского и пустившего на экран объявление о продаже билетов, дополненное фразой «Свободу политзаключенным».
Сотрудник филармонии уволился по собственному желанию, однако его знакомый, чьи слова приводит портал Meduza, утверждает, что в течение нескольких дней он и его коллеги подвергались давлению со стороны руководства.
В четверг 3 февраля Московская филармония выпустила заявление, в котором комментирует ситуацию со своей точки зрения:
«Филармония — это организация, объединяющая множество музыкантов и ещё большее количество слушателей. Среди них, как и в российском обществе в целом, есть люди разных взглядов и убеждений. В наши залы они приходят потому, что в их жизни важна музыка. Многие из них считают, что музыка способна сделать общество гармоничнее. Мы убеждены, что если такая гармонизация возможна, то не за счет лозунгов, а благодаря воздействию самого́ музыкального искусства.
Приглашая в один концертный зал людей разных убеждений, мы не имеем права и желания навязывать им те или иные политические взгляды — потому что относимся с уважением к личной позиции каждого.
Разумеется, светооператор Станислав Семенюк, спроецировавший политический лозунг на сцену нашего зала, нарушил нормы служебной этики и должностные инструкции. В любой организации, где коллеги с уважением относятся друг к другу, подобный поступок не может не вызвать реакции. Было принято решение временно отстранить Станислава от доступа к пульту управления, сохранив за ним остальные должностные обязанности и заработную плату.
Сегодня из сообщений СМИ мы узнали, что Станислав решил уволиться из филармонии, и затем получили его заявление. Нам очень жаль, что инцидент закончился именно так. Мы не ставим под сомнение профессиональные качества Станислава и надеемся, что он не останется без работы».
Права филармония или нет? Можно ли считать поступок Станислава Семенюка политическим высказыванием? На просьбу «Музыкальной жизни» прокомменитровать ситуацию откликнулся композитор и пианист Антон Батагов, известный своей активной общественной позицией:
«Господа, а при чем тут политические взгляды? “Свободу политзаключенным” – это политический взгляд? Сам факт существования такого явления, как политзаключенный, в принципе недопустим. Если в стране есть хоть один человек, лишенный свободы за свои взгляды, то это автоматически означает, что такой политический строй называется диктатурой, а форма правления называется террором. Диктатура и террор недопустимы. Точка. Нет и не может быть никакого другого взгляда на это явление. С таким же успехом можно сказать, что мы не имеем права и желания навязывать такой взгляд, что дважды два – четыре.
В России только за несколько последних дней появилось несколько тысяч политзаключенных. Это люди, которые в соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации участвовали в мирных шествиях. Граждане имеют на это право по Конституции, то есть сама формулировка “несанкционированный митинг” антиконституционна. Этих людей не просто задержали, а садистски избивали и применяли и продолжают применять к ним пытки. Более того, аресты, избиения и пытки коснулись и людей, которые вообще ни в чём не участвовали, а просто шли по улице, например, в магазин, как дети пианиста Бориса Березовского.
Честно говоря, я сомневаюсь, что в филармонии считают, что возможен какой-то другой взгляд на все эти вещи. Это не политика, а просто основы человечности и порядочности. Но, к сожалению, современное российское общество основано на страхе, а человечность и порядочность успешно вычеркнуты из нашей жизни. Если жизнь не строится на этих основах, то получается именно то, что мы видим сейчас. А уж если учреждения культуры считают возможным допускать какие-либо другие основы, то куда уж дальше…
Так что не надо лукавить, господа. Сейчас в истории страны происходит очень важный момент. Перед любым человеком и перед любой организацией стоит выбор. Либо ты занимаешь единственно возможную человеческую позицию, либо ты на стороне диктатуры и террора. Любая организация, увольняющая кого-либо (пусть даже с якобы красиво звучащими демагогическими формулировками), встает на сторону диктатуры и террора. Таким людям потом будет очень стыдно, если, конечно, им знакомо это чувство.
По-моему, пора основать новый творческий союз: союз работников искусства, для которых человечность и порядочность важнее, чем искусство».
Мы надеялись опубликовать и другие комментарии, в которых, к примеру, содержалась бы поддержка позиции Московской филармонии. Пока таких комментариев получить не удалось. Но мы продолжаем ждать, что люди музыки и искусства выскажут свою точку зрения. Наш журнал открыт для любых мнений, совпадут они с мнением редакции или нет.