20 февраля исполнилось 70 лет Бенджамину Бэгби, основателю и руководителю ансамбля Sequentia, без которого наши представления о средневековой музыке были бы иными. О юбиляре пишет его российский коллега Данил Рябчиков, художественный руководитель ансамблей средневековой музыки Labyrinthus и Medievallica, фестиваля Musica Mensurata.
В конце 90-х годов прошлого века в одном из киосков звукозаписи, торговавших аудиокассетами и компакт-дисками, я приобрел CD, называвшийся то ли «Песни трубадуров», то ли «Музыка трубадуров». Имен исполнителей или названия ансамбля на нем не было, и лишь через несколько месяцев я узнал, что таким образом отечественные пираты издали диск Dante and the Troubadours ансамбля Sequentia.
Я уже интересовался средневековой музыкой, но был ошеломлен услышанным: передо мной открылся другой мир, в котором музыка Арнаута Даниэля и Бертрана де Борна представала современной и живой.
Схожим образом описал сам Бенджамин Бэгби свою первую встречу со старинной музыкой: «В 16 лет во время летней музыкальной академии, совершенно случайно, я попал на концерт New York Pro Musica и был совершенно ошеломлен. Я не знаю почему это произошло – но был обнаженный подростковый нерв и была музыка, которая ударила по нему. Что-то щелкнуло. И начался долгий процесс поиска и радости, который уже не прекращался».
После окончания в 1974 году Оберлинской консерватории Бэгби отправился в Европу, где стал одним из первых студентов организованного в базельской Schola Cantorum музыковедом Вульфом Арльтом и музыкантами Studio der frühen Musik «Mittelalterklasse» – первого курса обучения средневековой музыке, включающего и теоретические дисциплины, и практику. Среди студентов были известные сейчас музыканты – например, лютнисты Пол О’Детт и Хопкинсон Смит, а также вокалистка Барбара Торнтон, вместе с которой Беджамин Бэгби и создал в 1977 году ансамбль Sequentia, создавший более 70 уникальных программ и записавший более 30 дисков, посвященных музыке X-XIV веков.
Среди этих дисков особняком стоят два цикла. Первый – посвященный музыке Св. Хильдегарды Бингенской. Sequentia – единственный (пока) ансамбль, записавший весь корпус ее произведений, а также один из первых, вместе с Gothic Voices, отважившийся в начале 80-х исполнять эту неизвестную тогда музыку. Одна из пластинок с музыкой Св. Хильдегарды – Canticles of Ecstasy – стала также самой популярной записью ансамбля. Этот диск разошелся в 1994 году тиражом в несколько сот тысяч экземпляров, был номинирован на «Грэмми». Общий тираж пластинки в наши дни – около 1,5 миллионов копий, так что это – самый популярный диск со средневековой музыкой в истории звукозаписи.
Второй из циклов посвящен чрезвычайно редко исполняемой музыке раннего Средневековья – музыке IX-XI веков. Нотация того времени доносит необходимую для исполнения информацию лишь фрагментарно, и репетициям предшествует основательная музыковедческая работа.
Вот в этом видео профессор Сэм Баррет и ансамбль Sequentia рассказывают, как они реконструировали песни Боэция, дошедшие до нас в рукописи XI века.
А вот так на концертах звучит реконструкция песни Отфрида фон Вейсенбурга Thes habet er ubar woroltring, сохранившейся в рукописи IX века.
Мы знаем, что существенная часть дошедшей до нас средневековой поэзии пелась с музыкальным аккомпанементов. Ноты не сохранились, и мы видим произведение как бы не целиком. Читаем сценарий, но не видим фильм или пьесу. К такого рода произведениям относится и знаменитая англосаксонская эпическая поэма “Беовульф”. Музыка ее не дошла до нас, и Бенджамин Бэгби в течение нескольких лет искал возможности реконструировать ее возможное исполнение.
На единственном своем концерте в Москве в 2015 году Бэгби представил фрагмент этой поэмы. Он сел в середине зала с англосаксонской лирой и, сидя на одном месте, в одиночестве с небольшим 6-струнным инструментам, заставил зал так ловить каждое слово и интонацию, что слушатели почувствовали: происходит чудо. Когда он встал поклониться, кто-то не сдержал вздоха разочарованного удивления: неужели он, только что говоривший и певший голосами чудовищ и великих конунгов, сам не великан!
Более 10 лет Бенджамин Бэгби вел магистерскую программу по средневековой музыке в Сорбонне (Université Paris – Sorbonne, Paris IV), а сейчас преподает в Троссингене. И я надеюсь, что в один день мы снова увидим и услышим его в России.
Что еще послушать?
Sequentia исполняет песни Годрика Финхальского (самые ранние дошедшие до нас произведения на английском языке):
Sequentia – Durch Barbarei, Arabia (Освальд фон Волькенштейн):
Sequentia – Dolorum Solatium (Пьер Абеляр):