Ах, этот вечер События

Ах, этот вечер

Бенефис – подзабытая старинная традиция отмечать творческие достижения и вехи специальным концертом или спектаклем. Возобновить ее решили в Туле, чтобы отметить 5-летие художественного руководства Александра Соловьёва Тульским государственным хором.

Действо состоялось на сцене зала Дворянского собрания, где все – белые колонны, люстры, акустика, световое оформление – работало на создание праздничной атмосферы. Многообразие творческих интересов Александра Соловьёва нашло отражение в репертуаре, который за пятилетку расширился невероятно, прежде всего за счет современных партитур, причем тех, что создаются прямо в наши дни. Бенефис украсили сочинения Родиона Щедрина, и это имело символический жест: звучала музыка земляка, который чтит свои корни и предков из тульского городка Алексин. Тульский госхор стал первым исполнителем «Гимна граду Туле», «Мне мало надо» из Триптиха на стихи Хлебникова и «Колыбельной», и это большая честь, которой композитор удостоил коллектив, доверяя мастерству Александра Соловьёва. Певцы не только преодолели интонационные трудности, но продемонстрировали красоту этих сочинений, став тонкими провод­никами в мир образов Щедрина.

«Задача художественного руководителя – гармонично развивать свой коллектив, прививать вкус к разным стилям, воспитывать универсализм», – считает Александр Соловьёв. Поэтому свое место в программе заняли очаровательный A Shepherd’s Carol Бриттена и Ave Maria Вила-­Лобоса, где певцам надо было освоить иностранный текст и своеобразную стилистику этих авторов. А еще показать, что свободно могут включать элементы сценической импровизации. Театральные проекты – особая линия теперь в деятельности Тульского госхора, принимавшего участие в премьерах опер «Бабий Яр» Д. Кривицкого, «Сказ о Борисе и Глебе» А. Чайковского, «Счастливый день» А. Журбина.

Сейчас много рассуждают, как вернуть интерес публики к хоровому искусству. У худрука Тульского госхора есть свой рецепт – обращение к кроссоверу. Так в репертуаре появились современные аранжировки таких опусов советских классиков XX века, как «Ноктюрн» Бабаджаняна, «Луч солнца золотого» Г. Гладкова, «Маленький принц» Таривердиева, «Ах, этот вечер» М. Дунаевского, сделанные талантливым молодым хормейстером Алексеем Лёвиным. У него эти популярные мелодии «оделись» в академические одежды, обрели интересную фактуру и многомерность звучания. Затаив дыхание, зал слушал «Фантазию на тему сарабанды И. С. Баха» Бодрова–Соловьёва, где на фоне пения хорала виолончель под пальцами Владислава Белоусова возносила то мольбы, то хвалы Творцу.

Специальный гость программы – петербургский композитор Сергей Екимов продирижировал «подарочной» партитурой «Снова жить начну» (в жанре «дифирамба» Александру Соловьёву), созданной к бенефису. Столь же проникновенно и виртуозно было исполнено его «Богородице Дево».

Было много и других интересных вещей – философские хоры А. Пахмутовой, А. Клевицкого, фольклорная линия, представленная обработками русских народных песен (где роскошно солировал местный фактурный солист, заслуженный артист РФ Геннадий Шеверёв). Бенефис удался и показал, насколько за пять лет руководства маэстро Соловьёва и его команды хормейстеров выросло мастерство его певцов, насколько хор стал мобильным, отвечающим и вокально и артистически – мировым эталонам. «Концерт стал вдохновляющим событием для туляков. Сегодня в зале царила любовь», – подчеркнула директор Тульской областной филармонии Елена Руднева, сердечно поздравив хор и руководителя с успехами этого пятилетия.