TOMÁS LUIS DE VICTORIA <br>OFFICIUM DEFUNCTORUM <br>LA GRANDE CHAPELLE <br>ALBERT RECASENS <br>SCHOLA ANTIQUA <br>JUAN CARLOS ASENSIO <br>LAUDA Релизы

TOMÁS LUIS DE VICTORIA
OFFICIUM DEFUNCTORUM
LA GRANDE CHAPELLE
ALBERT RECASENS
SCHOLA ANTIQUA
JUAN CARLOS ASENSIO
LAUDA

Диск-исследование, альбом-­реконструкция – пожалуй, именно такими словами можно обозначить коллаборацию испанских ансамблей La Grande Chapelle и Schola Antiqua, решившихся воссоздать знаменитый реквием Томаса Луиса де Виктория в богослужебном оформлении. Такой подход применяется по отношению к Officium defunctorum впервые: обычно коллективы исполняют только музыку композитора, забывая о невероятном звуковом контексте, в рамки которого она была помещена.

Свадьбы и похороны правителей – едва ли не главные музыкальные события того периода, и благодаря им на свет появилось немало шедевров. Officium defunctorum был создан в 1603 году для сопровождения похоронного обряда Марии Испанской. Вдовствующая императрица была активным политическим игроком и крупным меценатом, поддерживавшим искусство. Сам композитор писал о сочинении, как о написанном «в стиле лебединой песни» – дань уважения любимой покровительнице. Некоторые исследователи даже называют Officium defunctorum главным творением Томаса Луиса де Виктория.

История создания реквиема – ключ для понимания концепции релиза. Музыканты подчеркивают, что поминальные торжества проходили в два дня, которым соответствуют два CD. Первый CD собран из более ранней музыки де Виктория, потенциально подходящей для такого случая, и необходимого католическому ритуалу григорианского хорала. Такой расклад вполне допустим, учитывая сжатые сроки от смерти императрицы до торжественных поминок. Реквием же был исполнен только на второй день, поэтому он помещен на втором CD, с аналогичным чередованием фрагментов музыки де Виктория и григорианики.

Чередование стилей – главная особенность альбома, полифония Томаса Луиса де Виктория совершенно равноценна монодии традиционного католического пения. Подход напоминает слушателю о коллаборации: La Grande Chapelle исполняет хоровые многоголосные части, а Schola Antiqua – григорианское одноголосие. На первом CD преобладает григорианика, в то время как на втором – музыка де Виктория. В качестве примера стилевого контраста можно привести аутентично исполненную средневековую секвенцию Dies Irae, звучащую между Requiem aeternam и Domine Iesu Christe авторства де Виктория.

Уважения заслуживает и качество исполнения, не уступающего по масштабу концепции. За каждым звуком чувствуется проделанный объем подготовительной работы и осмысленного материала. Запись вычищена, слышна естественная реверберация, но не переходящая в гул. Тембры певцов легкие, с точным интонированием, органично звучащие в храмовой акустике. В некоторых частях к пению a cappella присоединяется тембр органа, дублирующий один из голосов.

В целом альбом воспринимается как мистерия. Его стоит слушать, либо погрузившись в особое медитативное состояние, предоставляя возможность музыке увлечь за собой, либо осознавая его как захватывающий опыт музыкальной реконструкции.