Девятый том эпопеи Haydn 2032, приуроченный к грядущему 300-летию со дня рождения венского классика, Джованни Антонини и Il Giardino Armonico посвящают симфоническому творчеству Йозефа Гайдна. В центр нового альбома помещена одна из самых популярных симфоний в истории жанра, а именно «Прощальная», сочиненная мастером в 1772 году. Этот хит обрамляется малоизвестными произведениями – жизнерадостной Симфонией № 35 (1767) и Симфонией № 15, написанной в начале 1760-х годов. Примечательное соседство заставляет слушателя одновременно проследить развитие традиции гайдновского письма и выделить самоценность его ранних работ – это делает диск поистине примечательным событием на пути к записи композиторского наследия.
Симфония № 35, открывающая альбом, звучит поначалу неприхотливо и даже скромно. Этот прием использует Антонини, чтобы привлечь наше внимание к тому, как из строгости и простоты изложения вызревает гайдновская мелодика, которая в итоге привела к появлению стиля классической симфонии. Первая порывистая часть развевает наши сомнения, в то время как медленная – в которой лидируют струнные – чарует своей легкостью и прозрачностью. Эта работа уже кажется не очередным этапом на пути к шедеврам, а независимым и важным опусом. То же самое и с ее младшей сестрой – Симфонией № 15. Уже только первая часть, в которой ярчайшее Presto окружено мистическими Adagio, занимает внимание слушателя чрезвычайной оригинальностью формы.
Главные силы все же отданы «Прощальной», которая становится вершиной альбомного архипелага. Музыкантам, безусловно, покорилась и эта высота – запись симфонии можно назвать абсолютно выдающейся, если не лучшей в своем роде, и это несмотря на обширную дискографию данного опуса. Аккуратность исполнения и трогательное, почти трепетное отношение к материалу, которое демонстрирует Джованни Антонини и его музыканты, не оставляют шансов для придирок. Классичность их игры дополняется живой энергией современного человека, который не боится острых углов, контрастов, быстрых темпов и неожиданных tutti.
Этот диск можно назвать исследовательской работой о выкристаллизации авторского стиля, бесконечной живучести классической традиции. В этой связи работа дирижера предлагает иной вектор для осмысления гайдновского творчества, которое оказывается вневременным, взывающим к сегодняшнему дню, вскрывающим извечные вопросы, ответить на которые способно лишь искусство звуков. Хотя и словам на диске тоже нашлось место. «Отчего, о мученья, вы меня не убьете, но сводите с ума?» – восклицает Сандрин Пьо в душераздирающей сцене Береники, предложенной на диске в качестве бонуса. Написанное для последнего благотворительного концерта в Лондоне, который состоялся в 1795 году, это произведение доказывает, что поздний Гайдн творил со той же страстью, как и молодой композитор, начинавший работать под покровительством Эстергази.