MEYERBEER <br>ROMILDA E COSTANZA <br>GÓRECKI CHAMBER CHOIR <br>PASSIONART ORCHESTRA KRAKOW <br>LUCIANO ACOCELLA <br>NAXOS
Релизы

MEYERBEER
ROMILDA E COSTANZA
GÓRECKI CHAMBER CHOIR
PASSIONART ORCHESTRA KRAKOW
LUCIANO ACOCELLA
NAXOS

Эту редкую оперу исполнили (в концертном варианте) на фестивале Россини в Вильдбаде и записали тогда же. Сам факт записи – показатель повышенного интереса к Мейерберу. В XXI веке внимание к его сочинениям давно вышло за рамки «Роберта-­дьявола» и «Гугенотов», обнимая теперь и раннее творчество.

«Ромильда и Костанца» – четвертая опера Мейер­бера и первая у него в итальянском стиле. Она написана в 1817 году для театра в Падуе. Молодой композитор из Германии тогда жил в Италии и был от нее без ума, особенно от музыки Россини. Автор пригласил написать либретто самого Гаэтано Росси, россиниевского либреттиста. Росси постарался, сочинив витиевато-­пышную нелепицу на темы европейского средневековья (впрочем, не более нелепую, чем многие другие либретто в истории оперы). Мейербер, со своей стороны, предпочел не рисковать, опираясь на проверенные временем моменты «оперы спасения» и оперы-­семисериа.

Когда слушаешь, не стоит вникать в детали действия, иначе сломается мозг. Достаточно знать, что на фоне военного конфликта Бретани с Провансом разгорается конфликт высокородных братьев-­близнецов, один из которых подсиживает другого. Плюс любовное соперничество, восстания, интриги, борьба самолюбий, комические вставки, переодевания, выяснения отношений в средневековом замке, тайные браки за кадром, всплески ревности и внезапные – но характерные для старых опер – приступы благородства. И хэппи-энд: пострадавший брат прощает обидчика, а брошенная невеста предлагает дружбу жене бывшего жениха.

Молодой Мейербер подражает Россини во всем. Явные и скрытые цитаты, принципы музыкальной конструкции, острое чувство мелодии, звуковая цветистость, эффектные арии и ансамбли, тип речитативов, умение работать на эмоциональных контрастах и прочее. Упреки в эпигонстве автор отвергал, упирая на любовь. Мол, он «невольно опутан этими чудными сетями звуков и попал в заколдованный сад, из которого не мог и не хотел уйти». Успех у оперы был, и большой, так что сознательное обращение к цветистой мелодраме, что ни говори, свидетельствует о практической хватке молодого автора.

К приемам Россини добавлены изобретательная инструментовка, великолепная «ритмическая одаренность» и броская драматургия. За это Иван Соллертинский назвал Мейербера «Дюма-отцом в музыке». Певцы подобраны с хорошим пониманием сущности бельканто, вокал Патрика Кабонго, Луизы Фатиоль и Кьяры Брунелло особенно сладко вливается в уши. Оркестр из Кракова под управлением Лючано Акочеллы достойно доносит до слушателей лирически-­декоративное богатство композитора в работе с музыкальными клише того времени. Запись доказывает, что «опера по образцам» (а именно этим занимались европейские композиторы почти два века) – неизбежная часть культуры. Это нормально, тем более когда за привычный «мыслительный сюжет» берется мастер броских результатов. Мейербер поставил задачу «переросинить» Россини. У него получилось.