Артур Мунтаниол был одним из самых ярких и техничных гитаристов в Москве 1980-х. Он играл в раннем составе «Николая Коперника», его звали рубить народный хард-рок (и рубли) в «Арию». Но он хотел играть свою музыку в группе «Лунный Пьеро», основанной вместе с барабанщиком Стасом Канарейкиным. «Лунный Пьеро» неспроста был назван в честь ключевого сочинения праотца авангарда Арнольда Шёнберга: у Мунтаниола и Канарейкина были высокие эстетические ориентиры. «Лунный Пьеро» играл самый закрученный рок в московской Рок-лаборатории под сильнейшим влиянием King Crimson и других героев прог-рока и со знанием академической музыки. Например, в репертуаре группы была инструментальная композиция «Додекафония» (посвящение тому же Шёнбергу), в которой Мунтаниол выдавал лихим тэппингом серию тритонов, держа гитару вертикально, как виолончель.
Такой рок-авангардизм в конце 1980-х был мало кому в СССР нужен и понятен. Журналисты относились с опаской к музыкантам с комплексом непризнанных гениев, публика, которая ломилась на концерты за социалочкой и угаром, могла их и побить. Впрочем, нашлись и люди, которые оценили «Лунного Пьеро» по достоинству: главным из них был наш джазовый гуру, великий саксофонист и просветитель Алексей Козлов, который взял их под свое крыло, став для молодой группы продюсером. Он включил их в состав своей «Ассоциации пост-рок» (да, этот термин на самом деле придумал Козлов!), организовал гастроли по стране, пронес их музыку на радио и ТВ. Группу заметили, и она получила возможность издать свой дебютный винил на «Мелодии».
На дебюте, работа над которым шла в течение 1989 и 1990 годов, Мунтаниол и Канарейкин пытаются быть ближе к народу, соединяя «кингкримсоновщину» в духе альбома Red с влияниями из новой волны, хард-рока и фанка, а атональные аккорды и полиритмию с песенной структурой и тяжелым грувом, хотя и без цитаты из Шёнберга в стартовом треке «Шейк» не обошлось. Альбом, тщательно записанный на студии МХАТ, вышел летом 1991 года и, естественно, прошел совершенно незамеченным. Через несколько недель после того, как пластинка легла на полки магазинов «Мелодия», в стране произошел путч. Вся жизнь после него радикально поменялась. В 1992-м Мунтаниол вместе с родителями эмигрировал в Германию, потом вернулся, чтобы записать второй альбом «Лунного Пьеро», – записал и, отчаявшись привлечь к нему интерес на родине, вернулся в Германию.
В 1993-м его друг и единомышленник Стас Канарейкин скоропостижно скончался от сердечного приступа. На этом история группы заканчивается. Мунтаниол переехал в Лос-Анджелес и не потерялся в городе музыкантов и киношников: продолжил играть, записывать и исполнять странную рок-музыку – с горловым пением и в стимпанк-костюмах. В одной из немногих статей о гитаристе сказано: «Как артист Артур Мунтаниол уже давным-давно пересек границу, за которой качество быть понятым потеряло для него в принципе всякий смысл». Я подозреваю, что он это сам про себя и написал. Альбомы Arthur Mountaniol доступны во всех стриминговых сервисах.
#нетленкивзастенках #year1989 #year1990 #themoonpierot #лунныйпьеро #mountaniol #алексейкозлов #фирмамелодия #авантрок #soviet #avantrock