Начиная танец с Петипа События

Начиная танец с Петипа

На Новой сцене Большого театра состоялось дефиле российских балетных школ

Личность гениального хореографа Мариуса Петипа воистину имеет микеланджеловский масштаб в развитии классического танца. Его петербургские сочинения «Лебединое озеро» (совместно с Львом Ивановым), «Спящая красавица», «Баядерка», «Раймонда», «Пахита», «Корсар», «Дочь фараона» – и поныне самые кассовые и рейтинговые спектакли любой балетной компании. Балеты «Дон Кихот», «Трильби», «Ночь и День», «Жемчужина» (последние два сочинены по случаю коронации Александра III и Николая II) создавались в Москве.

Именно на опусах Петипа происходит становление балетного артиста, филигранно шлифуется мастерство танцовщика, оттачивается балеринский блеск. Владение стилем Петипа – залог творческого здравия любой большой труппы и непременное условие существования классического танца вообще. Двухсотлетний юбилей Петипа широко отмечается в России – решено даже ввести знакомство с его наследием в обязательную программу общеобразовательных школ.

В Учебном театре МГАХ прошли II ­Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования», посвященная 200‑летию со дня рождения М.И. Петипа, презентация книги «Балеты М.И. Петипа в Москве» (авторы-составители Марина Леонова и Юрий Бурлака), круглый стол по вопросам репертуара балетных школ и сохранения наследия Мариуса Петипа, выявления и поддержки одаренных детей в области искусства балета, многочасовой концерт участников фестиваля. Многие фрагменты из балетов Петипа были представлены в постановке и новой редакции Юрия Бурлаки, одного из известных реставраторов старинных балетов.

В гала-концерте в честь великого ­хореографа на Новой сцене Большого театра приняли участие воспитанники девяти ведущих балетных школ разных регионов России: Московской государственной академии хореографии (МГАХ), Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, Новосибирского государственного хореографического училища, Пермского государственного хореографического училища, Красноярского ­хореографического колледжа, Академии танца Бориса Эйфмана, Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева, Якутской балетной школы (колледжа) имени Аксении и Натальи Посельских, Московского хореографического училища при Московском государственном академическом театре танца «Гжель». Хозяева фестиваля (МГАХ) стали самыми активными участниками гала, представив многонаселенный «Оживленный сад» и па‑де‑де Медоры и Конрада из «Корсара», индусский танец из «Баядерки», па‑де-сис из «Эсмеральды», венгерский танец из «Раймонды», вальс и адажио принцессы Авроры с четырьмя кавалерами из «Спящей красавицы». Наряду с технически крепкими девочками особенно выделялся одаренный Денис Захаров. Высокий ученический класс продемонстрировали студентки Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, подтвердив достойное реноме своей альма-матер: в па‑де-катре «Розарий» из балета «Пробуждение Флоры» Риккардо Дриго–Мариуса Петипа в постановке Юрия Бурлаки были в центре внимания Мария Хорева (Аврора) и Мария Буланова (Геба). Екатерина Клявлина из училища при театре «Гжель» прекрасно показалась в роли Принцессы Авроры. Интересный фрагмент «Рождение балерины» из «Красной Жизели» представили эйфмановцы. Украшением вечера выглядели «Танцы часов» из оперы «Джоконда» в исполнении учащихся из Перми (это прозвучало и в память знаменитой Малики Сабировой, блистательно танцевавшей когда‑то Царицу Ночи и участвовавшей с Евгением Качаровым в первом возобновлении этого номера).

Персонификация понятия «классический балет» идеальна в образе Петипа. Над академической гармонией блистательного мира его опусов время, кажется, не властно, а хореографии Петипа по высшим законам искусства уготовано вечное царствование на балетной сцене.