Личность гениального хореографа Мариуса Петипа воистину имеет микеланджеловский масштаб в развитии классического танца. Его петербургские сочинения «Лебединое озеро» (совместно с Львом Ивановым), «Спящая красавица», «Баядерка», «Раймонда», «Пахита», «Корсар», «Дочь фараона» – и поныне самые кассовые и рейтинговые спектакли любой балетной компании. Балеты «Дон Кихот», «Трильби», «Ночь и День», «Жемчужина» (последние два сочинены по случаю коронации Александра III и Николая II) создавались в Москве.
Именно на опусах Петипа происходит становление балетного артиста, филигранно шлифуется мастерство танцовщика, оттачивается балеринский блеск. Владение стилем Петипа – залог творческого здравия любой большой труппы и непременное условие существования классического танца вообще. Двухсотлетний юбилей Петипа широко отмечается в России – решено даже ввести знакомство с его наследием в обязательную программу общеобразовательных школ.
В Учебном театре МГАХ прошли II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования», посвященная 200‑летию со дня рождения М.И. Петипа, презентация книги «Балеты М.И. Петипа в Москве» (авторы-составители Марина Леонова и Юрий Бурлака), круглый стол по вопросам репертуара балетных школ и сохранения наследия Мариуса Петипа, выявления и поддержки одаренных детей в области искусства балета, многочасовой концерт участников фестиваля. Многие фрагменты из балетов Петипа были представлены в постановке и новой редакции Юрия Бурлаки, одного из известных реставраторов старинных балетов.
В гала-концерте в честь великого хореографа на Новой сцене Большого театра приняли участие воспитанники девяти ведущих балетных школ разных регионов России: Московской государственной академии хореографии (МГАХ), Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, Новосибирского государственного хореографического училища, Пермского государственного хореографического училища, Красноярского хореографического колледжа, Академии танца Бориса Эйфмана, Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева, Якутской балетной школы (колледжа) имени Аксении и Натальи Посельских, Московского хореографического училища при Московском государственном академическом театре танца «Гжель». Хозяева фестиваля (МГАХ) стали самыми активными участниками гала, представив многонаселенный «Оживленный сад» и па‑де‑де Медоры и Конрада из «Корсара», индусский танец из «Баядерки», па‑де-сис из «Эсмеральды», венгерский танец из «Раймонды», вальс и адажио принцессы Авроры с четырьмя кавалерами из «Спящей красавицы». Наряду с технически крепкими девочками особенно выделялся одаренный Денис Захаров. Высокий ученический класс продемонстрировали студентки Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, подтвердив достойное реноме своей альма-матер: в па‑де-катре «Розарий» из балета «Пробуждение Флоры» Риккардо Дриго–Мариуса Петипа в постановке Юрия Бурлаки были в центре внимания Мария Хорева (Аврора) и Мария Буланова (Геба). Екатерина Клявлина из училища при театре «Гжель» прекрасно показалась в роли Принцессы Авроры. Интересный фрагмент «Рождение балерины» из «Красной Жизели» представили эйфмановцы. Украшением вечера выглядели «Танцы часов» из оперы «Джоконда» в исполнении учащихся из Перми (это прозвучало и в память знаменитой Малики Сабировой, блистательно танцевавшей когда‑то Царицу Ночи и участвовавшей с Евгением Качаровым в первом возобновлении этого номера).
Персонификация понятия «классический балет» идеальна в образе Петипа. Над академической гармонией блистательного мира его опусов время, кажется, не властно, а хореографии Петипа по высшим законам искусства уготовано вечное царствование на балетной сцене.